Ремонт автомобиля. Ремонт рулевого управления
В автомобиле множество систем и агрегатов. И каждая система состоит из большого количества деталей. Все они со временем изнашиваются, приходят в негодность или ломаются. Сейчас мы поговорим о проблемах, которые иногда возникают с рулевым управлением.
Рассмотрим основные причины неисправности рулевого колеса.
При увеличенном холостом ходе рулевого колеса причинами неисправности могут быть разные проблемы: когда ослаблены гайки крепления шаровых пальцев тяг – в этом случае нужно проверить и затянуть гайки. Если есть увеличенный зазор в шаровых шарнирах тягах, тогда наконечники тяг меняют. Если изношены резинометаллические шарниры тяги, тогда нужно эти детали заменить полностью. Если произошло ослабление крепления регулировочного винта опоры рейки, тогда отрегулируйте рулевой механизм, поменяйте детали, которые повреждены и законтрите регулировочный винт.
Если втулки упругой муфты рулевого вала сильно изношены, тогда процесс требует замены упругой муфты. При износе карданных шарниров необходимо поменять карданные шарниры рулевого вала.
Если Вы слышите стук и шум в рулевом управлении, то причинами могут служить ослабленные гайки крепления шаровых пальцев – проверьте их состояние, и, при необходимости, потуже затяните. Если регулировочный винт опоры рейки ослаблен, то необходимо отрегулировать рулевой механизм и законтрить регулировочный винт.
При ослаблении крепления рулевого механизма необходимо, соответственно, подтянуть гайки крепления рулевого механизма. Если произошел износ карданных шарниров рулевого вала, тогда нужно все это заменить полностью.
Если руль при эксплуатации машины вращается излишне туго, то и на это есть свои причины, например, повреждение деталей телескопической стойки передней подвески, при этом телескопическая подвеска нуждается в ремонте. Может, произошло повреждение подшипника верхней опоры стойки передней подвески, тогда замените подшипник или верхнюю опору в сборе. Если в шинах передних колес низкое давление, то следует установить нормальное давление в шинах. При повреждении опорной втулки или опоры рейки нужно заменить поврежденные детали, добавить свежую смазку. При повреждении деталей шаровых шарниров тяг детали замените.
Если автомобиль имеет плохую устойчивость, то, скорее всего, нарушены углы передних колес автомобиля, слишком большие зазоры в подшипниках передних колес, в рулевой тяге – в ее шарнирах, в зацеплении ролика и червяка, при ослаблении гаек шаровых пальцев рулевых тяг, деформации поворотных кулаков или рычагов подвески.
Прoсим заметить, чтo наибoлее важными являются крепления картера управления руля, крoнштейна маятникового рычага, крoнштейна вала рулевой колонки к кузову, затяжка гаек крепления шарoвых пальцев.
В случае отклонения автомобиля в сторону главной причиной неисправности может быть дефoрмация пoворотной цапфы или рычагoв. При этом чаще всего можно заметить, что автомобиль постоянно заносит в сторону. При дефoрмации этих деталей в обязательном пoрядке их следует заменить.
Рассмотрим вопрос снятия насоса сервосистемы. Когда насос сервосистемы снимается, то во-первых, необходимо закрыть генератор и другие детали автомобиля так, чтобы в них ни в коем случае не попало нежелательное вытекающее масло. Чтобы собрать все это масло, которое течет, необходимо подставить небольшую емкость. Далее, чтобы снять насос, расслабьте винты крепления шкива клинового ремня. При этом ремень нужно держать крепко, чтобы предотвратить вращение шкива. Далее, снимаем клиновой ремень, расслабляем хомуты, отсоединяем напорный и возвратный шланги и далее нужно естественно отвернуть болты крепления насоса.
Следующий этап, это ремонт основных деталей червячных механизмов руля. Вообще, основные детали червячных рулевых механизмов это картер, вал и червяк самого рулевого механизма, а так же сошка и вал рулевой сошки. Когда предстоит ремонт картера рулевого механизма, значит, на то есть причины, и они, как правило, следующие: износ отверстий во втулках под вал рулевой сошки, под кольца нижнего и верхнего роликовых подшипников червяка. Когда мы осматриваем диаметр отверстий во втулках под вал рулевой сошки, то бывает, что он больше, чем номинальный. Такие детали подвергаются замене. Можно так же произвести наплавку в аргоне, а затем механически обработать детали, чтобы восстановить номинальный размер. Тем самым, износ отверстия под кольцо нижнего роликового механизма устранен.
Если места посадки подшипника в картере сильно изношены, тогда их восстанавливают при помощи установки дополнительной детали. Необходимо для этого отверстие расточить, затем запрессовывают втулки и обрабатывают их внутренний диаметр под номинальный размер корпуса подшипников. Трещины и обломы на фланце крепления картера необходимо устранить сваркой. Изношенное отверстие в картере под втулку вала рулевой сошки нужно обработать разверткой, чтобы получить подходящий ремонтный размер. Если у картера рулевого механизма обнаружены обломы и трещины, тогда его необходимо также заменить.
У поступающего в ремонт вала рулевой сошки могут быть повреждения шлицев и рабочей поверхности ролика, так же может присутствовать износ шеек вала, или износ буртика под посадку регулировочного винта. Повреждения шлицев может быть устранено путем наплавления в углекислом газе и дальнейшей механической обработкой. Восстанавливает опорные шейки рулевого вала сошки, их подвергают процессу хромирования с последующим шлифованием под номинальный размер. Шейка рулевого вала может подвергается восстановлению при помощи шлифования под ремонтный размер бронзовых втулок, которые устанавливают в картере. Конец вала с резьбой рулевой сошки, который подвержен повышенному износу и стал непригоден, восстанавливают вибродуговой наплавкой. На токарном станке предварительно срезается старая непригодная резьба, а затем происходит наплавление металла с последующим обтачиванием конца вала и нарезается новая резьба. Если сошка рулевого механизма будет погнута, то все это выравнивается правкой. Если отверстия под шаровой палец и вал сильно изношены, то сошка подвергается замене. Если износ рабочей поверхности червяка значителен или закаленный слой отслоился, то червяк тоже подвергается замене. Ролик сошки так же подвергается замене, если на его поверхности имеются трещины или вмятины. Причем ролик и червяк меняют одновременно
В приводе руля автомобиля больше изнашиваются шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги, а наконечники изнашиваются намного меньше. Также может наблюдаться достаточно сильный износ отверстий на концах тяг, может быть сорвана резьба, погнуты тяги, присутствовать ослабление или поломка пружин.
Шарнирные наконечники, если возникла такая необходимость, разбирают. Для этого резьбовую пробку освобождают от шплинтов, выворачивают ее из отверстия головки тяги и снимают необходимые детали.
Изношенные шаровые пальцы со сколами и задирами, конечно же, заменяют. Следует заметить, что одновременно с этим устанавливают новые вкладыши шаровых пальцев. Сломанные или слабые пружины необходимо немедленно поменять. Если рулевая тяга погнута, то этот дефект устраняют при помощи правки, но в холодном состоянии, а разработанные отверстия на концах рулевых тяг необходимо заварить.
Следующим вопросом рассмотрим снятие и установку рулевого колеса. Для того чтобы снять рулевое колесо, необходимо поставить колеса в прямо и привести руль в нейтральное положение. Естественно, предварительно необходимо снять кабель «-» с аккумулятора, затем снять накладку с клавишей звука, отвернуть гайку крепежа, затем отметить положение руля относительно вала рулевого управления и стянуть колесо подходящим съемником.
Снимать и надевать рулевое колесо необходимо более цивилизованным способом, нежели ударами, помните, что по валу управления также ударять нельзя.
Ну и в заключение обратим внимание на неисправности гидравлического усилителя рулевого привода. К таким проблемам относятся: отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя автомобиля, так же неравномерное или недостаточное усиление при повороте руля в обе стороны.
Чтобы эти причины устранить, необходимо разобрать насос, обязательно слить масло, а все детали тщательно промыть. Чтобы разобрать гидроусилитель, нужно снять
Для устранения вышеуказанных причин неисправности гидравлического усилителя необходимо снять крышку бачка и фильтра, сам бачок с корпуса насоса, затем предохранительный клапан удерживают от выпадения технологической чекой, затем снимают распределительный диск, затем статор, ротор в сборе с лопастями, отметив положение статора относительно распределительного диска и корпуса насоса.
Помните, что шкив, стопорное кольцо и вал насоса с передним подшипником снимают только тогда, когда реально необходим ремонт этих частей. Затем все детали тщательно промывают раствором, обмывают водой и обдувают при помощи сжатого воздуха.
После сборки обязательно проверяют, насколько свободно перемещение перепускного клапана в крышке насоса, нет ли задиров и износа на торцевых поверхностях корпуса, ротора, распределительного диска. Прирабатывают насос на стенде.
И последний, заключительный этап в устранении неисправностей гидравлического усилителя – это, конечно же, регулировка и испытание с гидравлическим усилителем в сборе.
|