Что такое «октановое число»?
Октановое число показывает стойкость бензина к детонациям. Эта величина обозначает содержание в смесях с н-гептаном такого вещества как изооктан. Крайне важно использовать именно то горючее, октановое число которого рекомендует производитель конкретной модели автомобиля. Узнать точное октановое число можно из марки топлива. Например, бензин АИ-95 имеет октановое число 95. Данное число всегда определяется в лабораториях на специальных моторных установках. В процессе проведения испытания обычно сравнивается работа на эталонном горючем, которое состоит из гептана с нулевым числом и октана 100, так как его стойкость к детонации хорошо известна и работа на испытуемом топливе.
В тесной зависимости от того, какое именно октановое число имеет горючее, изменяется и время его взрыва, то есть скорость сгорания. Бензин, имеющий более высокое октановое число, горит более медленно, то есть постепенно. Этот вопрос автомобилистам желательно изучить более подробно, чтобы в процессе эксплуатации не иметь проблем с большим расходом. Те газы, которые появляются в камене сгорания, на поршнях никаких нагрузок не создают (резонансные детонации либо удары). Силовой агрегат на топливе с высоким октановым числом функционирует четко, равномерно и плавно, именно поэтому современные производители машин стараются выпускать такие моторы, которые работают с бензином, имеющем высокие октановые числа.
Итак, теперь вам точно стало более понятно, что такое октановое число, поэтому дальше попытаемся разъяснить, как определиться с тем какое октановое число имеет топливо. Сегодня существуют специальные приборы, которые позволяют определиться с октановым числом, их называют октанометрами и обычно они дают погрешность лишь в несколько единиц при измерениях. Надо подчеркнуть, что точно проверить октановое число можно лишь в условиях лаборатории, а без специальных исследований это сделать невозможно. А вот в Америке существует другая система, там октановое число заменяют октановым индексом, он равен среднему арифметическому числу октановых чисел, полученных по моторному и исследовательскому методу для конкретного топлива. У нас также принято указывать еще и октановое число, полученное исследовательским методом. А вот в Японии марки бензина обозначаются исключительно с помощью исследовательского способа.
Использование для автомобиля горючего с более низким октановым числом, чем рекомендует изготовитель машины, всегда вынуждает водителя прислушиваться в работе мотора. Если двигатель работает стабильно, но отмечается плохое тяговое усилие, то надо весь низкооктановой бензин сжечь и после этого заправить авто горючим, имеющим такое октановое число, которое рекомендует завод-производитель. При этом следует стараться избегать динамической езды, так как можно перегрузить мотор, что приведет к появлению в нем детонации. Если же во время работы силового агрегата возникают какие-то посторонние звуки, которые напоминают стук клапанов, то это свидетельство детонации рабочей смеси до закрытия клапана. Взрывная волна, которая возникает в процессе, покрывает весь блок силового агрегата и попадает в систему выхлопа, в результате получаем прогорание поршней и выпускных клапанов. Детонация также иногда может появляться из-за чрезмерной загрузки силового агрегата при подъеме в горку либо же при езде на высокой передаче, но даже при такой «естественной» детонации работа мотора является крайне нежелательной, ведь в результате он может перегреться, могут прогореть поршни и клапана либо же прокладки головки блока цилиндров.
|