Что мы льем в бак? Этилированный и неэтилированный бензин
Практически все машины с бензиновыми двигателями в инструкции по эксплуатации имеют отметку о запрете заправки этилированным бензином. Практика показывает, что немногие водители имеют понятие о том, что это такое, и чем вообще отличается элитилированное топливо от неэтилированного. В нашей статье мы постараемся осветить этот вопрос.
Для начала разберемся с понятием «октановое число». Еще перед первыми конструкторами двигателей внутреннего сгорания встала проблема самопроизвольной детонации бензина. Одна из принципиально важных характеристик автомобильного топлива – это способность противостоять воспламенению при сжатии. Она получила название «октановое число». Естественно, чем октановое число выше, тем больше давление, при котором бензин сдетонирует. Степень сжатия топливной смеси прямо пропорциональна мощности двигателя и его КПД. Но производство высокооктанового бензина требует особо высокой степени очистки топлива, что значительно увеличивает его стоимость и усложняет технологический процесс на производстве.
Конечно, многие задались вопросом: можно ли обойтись без сложной перегонки, просто добавив к дешевому бензину какую-либо добавку, мешающую самопроизвольному воспламенению? И такой способ был найден. В 1921 году специалисты компании «Дженерал Моторс» смогли при помощи тетраэтилсвинца добиться значительного увеличения октанового числа бензина. Но, как говорится, у любой медали есть оборотная сторона. Соединения свинца крайне ядовиты, и тетраэтилсвинец не является исключением. Вдыхание его паров может сделать человека инвалидом и даже привести к летальному исходу. Но кто считается с человеческим здоровьем, когда речь идет о многомиллиардных прибылях?!
Всего через два года после открытия три американские компании – «Дженерал Моторс», «Дюпон» и «Стандарт Ойл» открыли предприятие «Этил газолин корпорейшн». Конечно, ни в названии, ни в маркетинговой компании нового топлива не было сказано ни слова про свинец, чтобы не отпугнуть покупателей. Для «Этил газолин корпорейшн» на протяжении всего своего существования стало нормальным делом периодически опровергать обвинения во вредности своего продукта.
Все случаи отравлений парами, содержащими соединения свинца, на заводе списывали на несчастные случаи на химическом производстве. Вред, наносимый этилированным бензином, был доказан и придан огласке лишь после Второй Мировой войны, но тогда в американском правительстве победили чиновники, лоббировавшие интересы крупных корпораций. За пятьдесят лет, прошедших с его изобретения, этилированный бензин распространился по всему миру.
Ситуация поменялась лишь в 1972 году, когда американское Агентство по предотвращению загрязнения окружающей среды (EPA) предприняло ряд решительных действий по изменению ситуации. Агентство запретило выпуск двигателей, использующих тетраэтилсвинец, в США. Конечно, «Дженерал Моторс» и «Дюпон» мгновенно обратились в суд с иском о незаконности принятого EPA решения. Однако, времена поменялись, и суд принял справедливое решение, отклонив иск. Начиная с 1976 года, объемы производства этилированного бензина в США начали сокращаться, и к 1986 году он полностью пропал на заправочных станциях.
Сегодня в качестве топлива этилированный бензин официально не используется. В Европе окончательный запрет на него введен с 1 января 2000 года, хотя члены ЕС сделали это еще раньше. Заправку, на которой продают этилированный бензин, сделанный на нефтеперегонном заводе, Вы не найдете. Другое дело, многочисленные мошенники, старающиеся продать подороже дешевый бензин. В погоне за прибылью они без зазрения совести готовы намешать в него что угодно, в том числе и тетраэтилсвинец. Использование такого бензина приносит огромный вред окружающей среде и здоровью. Кроме этого, если на машине установлен катализатор, он практически мгновенно выйдет из строя. А стоит эта деталь намного больше сэкономленных денег. Даже для простенького Фиата за каталитический нейтрализатор придется выложить минимум 20 000 рублей. Также свинец покрывает тонкой пленкой поверхности кислородных датчиков, которые перестают регулировать пропорции изготовляемой топливной смеси. В результате увеличивается расход топлива и нарушается работа двигателя.
Значительно подорожавшая в последние годы нефть все равно заставляет нефтяные компании новые способы повышения октанового числа бензина. Сегодня они преподносятся как абсолютно безвредные, но кто знает, может через лет 50 их тоже запретят, как тетраэтилсвинец. Последнее веяние в этой отрасли – бензин с добавлением этанола. Этанол нам более известен под названием этиловый спирт. Именно его используют для изготовления алкогольной продукции. По словам изобретателей топлива, этанол, в отличие от свинца, не накапливается в организме, а при сгорании разлагается на безвредные вещества.
В текущем году на финских и немецких заправках появился «биобензин» 95 Е10. Эта маркировка означает, что октановое число 95 получено путем добавления 10 процентов этанола. Практически все современные автомобили, в том числе и с катализаторами, могут работать на таком бензине. Что ж, время покажет, может и в самом деле найден способ удешевления цены качественного бензина без нанесения вреда окружающей среде и человеческому здоровью.
|