Капитальный ремонт двигателя
К сожалению, у любого автомобиля не вечен двигатель. Непременно наступают дни, когда владельца транспортного средства он начинает огорчать плохим пуском, неустойчивой работой, сизым характерным дымом выхлопа, резким увеличением расхода масла, стуками и повышенной шумностью.
Обычно оценивают степень того, насколько цилиндропоршневая группа изношена, замером остаточного вакуума и компрессии, а кроме того и другими техническими диагностическими методами (с помощью мотор-тестера, эндоскопа и прочее). Но существует и косвенный показатель. Им является расход масла. Принято считать для двигателя легковой машины предельным расход на 1000 км пробега 1 л, если мотор, конечно, до такого показателя сможет вообще дожить. Нередко на практике автомобиль на прикол приходится ставить раньше из-за слишком большого дымления или в связи с быстро прогрессирующими стуками и шумами.
В довольно больших пределах у разных автомобилей до капитального ремонта колеблется пробег двигателя и зависит от условий эксплуатации и долговечности конструкции. Этот пробег у большинства отечественных автомобилей составляет в среднем 150 тысяч километров, и 250 тысяч – у большинства иномарок.
Весьма существенно проявляется влияние на конечный результат условий эксплуатации. Так, чуть ли не в два раза может сократиться ресурс в регионах, обладающих жарким климатом, а по сравнению с эксплуатацией в городе он увеличивается значительно при спокойных поездках по загородным шоссе в хорошем состоянии. В связи с этим и появляются байке о «миллионном» ресурсе мотора.
На сроке службы, помимо этого, достаточно сильно сказывается своевременность и качество технического обслуживания. А использование плохих фильтров и низкосортных масел в десятки раз ресурс может уменьшить или агрегат просто «убить». Даже на автомобилях, которые сравнительно новые, приходится в таких случаях двигатель капитально ремонтировать.
Когда двигатель уже, как говорится, дышит на ладан, появляется дилемма: менять или ремонтировать? Новый двигатель, конечно, служить будет так же долго, как и предыдущий. Да и на замену совсем не много потребуется времени – один, самое большее два дня. Но, как обычно, простота обманчива. Замена, во-первых, включая стоимость работы и двигателя, дороже ремонта как минимум вдвое. Во-вторых, при замене двигателя всегда приходится иметь изматывающие хлопоты, связанные с оформлением огромного числа документов (можете попробовать, если с этим еще не сталкивались). Серьезным препятствием может оказаться тот факт, что в регистрационных документах должен быть записан номер нового агрегата. Это особенно касается весьма многочисленной категории людей, которые хотят поставить мотор, уже бывший в употреблении, на свою иномарку. Обычно такие двигатели снимают с автомобилей побывавших в аварии и, как правило, их цена не высокая. Но не всегда удается операцию оформить официально: редко на такой агрегат есть документы, а на всякие процедуру продавец зачастую терять время просто не хочет (не упоминая уже те случаи, когда угнанную машину по частям распродают). Не надо говорить, чем грозит замена мотора без оформления: автомобиль рискует попасть на штрафную плащадку ГАИ, а хозяин – в неприятную историю. Также понятно, что с такой «липой»продать официально автомобиль также нельзя. Кроме того, двигатель, бывший в употреблении – в некотором роде кот в мешке, то есть долго он может и не протянуть. Так и бывает зачастую. Сказанное здесь свидетельствует о том, что нет в большинстве случаев альтернативе ремонту. Можно сказать даже больше, число автомобилей, у которых двигатель требует ремонта той или иной степени по сложности, увеличивается постоянно вместе с ростом автопарка, который пополняется непрерывно значительным количеством относительно старых иномарок, которые привозят из-за границы. Поэтому на отечественном рынке спрос на услуги, связанные с ремонтом двигателя, растет непрерывно. Естественно, все новые появляются станции техобслуживания, которые предлагают как у иномарок, так и отечественных автомобилей провести «на сердце операцию». Однако, количество переходит в качество не всегда и не сразу. Ремонт далеко не везде сделают так, чтобы двигатель, возвращенный к жизни, получил достаточный ресурс и был надежен. Связано это с технической спецификой ремонта мотора. Выступающий в качестве клиента автомобилист в такой ситуации вынужден обладать определенным запасом информации технической.
Непросто, например, порой бывает с запчастями: или недостаточен выбор, или сомнительно качество. Еще сложнее с ремонтом деталей: не очень просто найти место, где сделают станочный ремонт блока цилиндров или коленчатого вала с высоким качеством. Не хватает приспособлений и специального инструмента. Мало по ремонту литературы, да и читают ее не очень-то: большинство мастеров и организаций в собственном соку варятся, путем ошибок и проб добиваясь результатов.
Это все приводит к чему? К тому, что после отечественного нашего ремонта средний двигатель ходит обычно значительно меньше, по сравнению с новым, сошедшим с конвейера завода. Мировой практике это явно противоречит. Основная причина – несоответствие применяемых технологий и условий работы тем. Которые на Западе давно уже отработаны.
Появляется вопрос: раз все настолько плохо, может упомянутыми выше разнице стоимости и хлопотами все-таки пренебречь, денег поднакопить, старый мотор выбросить и новый приобрести? Нет, чаша весов даже у нас склоняется определенно к ремонту. Так плохо сделают ремонт, что вскоре двигатель выйдет опять из строя, а потраченные финансы считать можно будет выброшенными, отнюдь не везде. Просто к поиску места ремонта надо отнестись более ответственно.
Готовый охотно взяться за любую работу пресловутый «дядя Вася»требуемое качество сможет вряд ли обеспечить – у него для этого наверняка нет специальных инструментов (тем более измерительных), приспособлений и условий.
Обычно обстановке в мастерской напрямую соответствует конечный результат. Если по углам там лежат навалом неизвестной «породы» детали, а на полу перемешанная грязь, то на том же уровне сделают и ремонт.
На имеющих идеальные условия фирменных дорогих станциях, с другой стороны, цена нормочаса, по которому стоимость ремонта рассчитывают, оказаться может слишком большой. Очень вероятно, что и цена запасных частей будет завышенной. Для иномарок это особенно характерно: итоговая стоимость на некоторых фирменных СТО может иной раз приблизиться к стоимости нового мотора. Другими словами, перед тем, как принять решение, нужно сначала считать.
Но и золотая середина где-то есть, когда сбалансированы цена и качество. Таким требованиям сегодня вполне удовлетворяет очень много специализированных небольших станций. Не очень сложно их отличить: за все что угодно там не берутся и безусловно собирать двигатель не станут рядом с постом, где ходовую часть ремонтируют, а грязь летит во все стороны.
Также гарантированным должно быть качество запасных частей, иначе все деньги, время и усилия окажутся зря потраченными. Чтобы выборочным ремонт не получился, не менее важно, чтобы все изношенные узлы и детали были приведены в порядок. Тогда они не будут ограничивать надежность и ресурс двигателя.
Как показывает практика, отечественные моторы имеют свою специфику, а многие иностранные – свою. К нашим двигателям на рынках и в магазинах можно приобрести все – начиная от блока цилиндров и заканчивая последним болтом и по ценам вполне доступным. С качеством этих запчастей, к сожалению, можно промахнуться: иной раз откровенным браком оказываются отечественные изделия, а импортные запчасти – подделкой, под какую либо из знаменитых фирм. Поэтому не стоит делать покупку без опыта, лучше это дело предоставить тем, кто двигатель будет ремонтировать. При этом, правда, неплохо уточнить, какие будут использованы запчасти и где будут они покупаться. Между прочим, мастерские, которые себя уважают, от своих клиентов никогда не требуют искать самостоятельно запчасти – они имеют проверенных и надежных поставщиков.
Почти на противоположную меняется ситуация во время ремонта двигателя иномарки – скорее исключением, чем правилом, являются детали плохого качества, но стоимость достаточно высока, особенно у запчастей от ведущих компаний-производителей. Если менять в двигателе все, что принято при ремонте, который называют на Западе профессиональным (помимо всего прочего, включая водяной насос, распределительный вал, маслонасос и пр.), то он может вылиться в достаточно приличную сумму. Поэтому перечень заменяемых элементов приходится часто ограничивать, а узлы, которые изношены мало, ремонтировать. Лучше поручить выбор между ремонтом и заменой хорошим специалистам, которые располагают соответствующей квалификацией, литературой и инструментами.
Скажем о сроках капитального ремонта несколько слов. Данный вид ремонта – один из самых сложных и быстро не делается, не стоит об этом забывать. Поэтому, при выборе мастерской для восстановления двигателя, не нужно искать ту, где минимален срок ремонта – там, возможно, что-нибудь забудут впопыхах закрутить или поставить. Вопрос гарантии, кроме того, упускать не следует при выборе СТО. Практически все сейчас на выполненную работу дают гарантию, но что это такое понимают правильно почему-то не все. Современный двигатель представляет собой механический сложный агрегат имеющим очень много деталей. Как бы его ни ремонтировали хорошо, существует всегда вероятность того, что какой-нибудь дефект обнаружится позже. Гарантия на выполненную работу в соответствии с этим – является залогом устранения неисправностей или дефектов, если обнаружатся таковые, а не клятва в безотказности (такую даже завод-изготовитель не дает).
Существует у гарантии некоторый оптимальный срок. В начальный период эксплуатации отремонтированный двигатель подвержен более всего различным поломкам, но их вероятность после 10-15 тыс.км. становится незначительной. Свою гарантию многие СТО определяют пробегом 20-40 тысяч километров, справедливо считая, что при этом у двигателя будет несравненно больше эксплуатационный ресурс. Но есть и здесь один момент. Работающие ответственно мастерские обеспечивают за двигателем контроль, а не только дают гарантию. К примеру, проводят периодически техническое гарантийное обслуживание и ставят о прохождении отметки в документ, который после ремонта выдается клиенту. Ну а «гарантирующие» двигателю 100 тысяч километров работы безотказной, ничего не гарантируют. Уже у многих есть такого рода опыт.
|