«Крайслер» (Chrysler Corporation), автомобильная компания из Америки, которая специализируется на производстве легковых машин марок «Крайслер», «Додж», «Плимут», «Игл», грузовиков «Додж», пикапов, и еще различного рода комплектующих. Есть финансовое и технологическое подразделение корпорации которое производит электронную и авиакосметическую продукцию. Штаб-квартира располагается в Оберн-Хиллз (штат Мичиган). С 1998 года фирма соединена с корпорацией «Даймлер-Бенц» в общий концерн «Даймлер-Крайслер».
История компании Крайслер можно сказать уже закончилась. Совсем недавно прошло соединение Крайслер с Даймлер-Бенц и появилась корпорация Даймлер-Крайслер. Таким образом Крайслер потерял свою независимость, но зато не потерял свою индивидуальность. Прошлое данной компании в любом случае заслуживает внимания. На протяжении нескольких лет Крайслер смог войти в Большую тройку и крепко держаться на своем месте в ней.
На сегодняшний день Крайслер находится на третьем месте между производителями американских машин, и при этом уступает только Ford и General Motors. Автомобили таких марок, как Chrysler, Dodge, Plymouth, Eaglу и еще Jeep, давно заполучили большую популярность среди покупателей. Рынок продаж авто главным образом – это Северная Америка, но стоит отметить, что даже в Беларуси появляется больше и больше машин, которые представляет Крайслер. При помощи чего Крайслер добился такого успеха в первые годы? Ну правильнее было бы спросить – не при помощи чего, а с помощью кого. На самом деле история известных компаний в первую очередь связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это все второстепенно), а с их создателями и руководителями. Так что когда мы говорим про Крайслер, мы не можем не вспоминать о человеке, который дал название компании и вдохнул в нее жизнь: Уолтер Крайслер. Уолтер родился в 1875 году. Немного о его карьере: 17 лет он был помощником машиниста, в 24 года уже мастер-механик, в 33 суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, в 35 лет он менеджер Американской компании локомотивов. Вот здесь в цепочке профессий Уолтера Крайслера был заметен резкий поворот в 1910 году он купил себе автомобиль.
Говорят, что Крайслер так заинтриговался самой структурой машины, что смог ее разработать и собрать, перед тем как научился ездить. Как было видно, первый автомобиль произвел огромное впечатление, так как спустя два года Крайслер начал работать в Бьюик, а в 1917 году уже стал президентом и генеральным директором данного отделения General Motors. Еще через два года Крайслер уже был вице-президентом по выпуску в General Motors, но оставался на данной должности недолго. Как известно, два человека с мощными административными возможностями редко когда могут ужиться вместе. Совсем скоро Вильям Дюрант (президент GM) и Уолтер Крайслер разошлись во мнениях. Этот конфликт дошел до того, что Крайслер, посчитал себя очень обеспеченным, и уволился в 1920 году. Его талант не был не востребован, и совсем скоро Уолтер работал на должности управляющего фирмы. С самого начала к нему обратились Willy-Overland с просьбами о помощи выбраться из финансового кризиса, потом уже пришло приглашение от Maxwell Motor Car. Данная компания была приведена в чувство при помощи уникального и достаточно действенного средства – машины Крайслер 6, ее Уолтер создал сам при помощи трех инженеров. Данный автомобиль был предложен по небольшой стоимости, но отличался комфортом и запоминающимся стилем. В один год продали 32 тысячи машин.
И вот в 1925 году основывается корпорация Крайслер, она была наследницей Maxwell Motor. Крайслер стал же президентом данной компании и не стал терять времени даром. В этот же год на рынок выходит Крайслер 4 Серия 58. Здесь присутствовало полное соответствие с названием, автомобиль развивал скорость в 58 миль в час, а это 93 км/час. Скорость естественно, для того времени была большой, и уже совсем скоро приблизительно 4000 дилеров продавали данные машины. Крайслер сделал сильный рывок, всего за год он перепрыгнул с 57-го места на пятое среди автопроизводителей Америки. Фирма и продолжает выпускать высокоскоростные модели. Последующая серия развивала скорость в 130 км/час, это практически в два раза больше, чем у известной Модели Т компании Ford. Уже к 1928 году прибыли компании хватало на то, чтобы открыть новые подразделения (De, Soto, Plymouth) и даже приобрела Dodge Brothers. Все новые покупки как это не поражает, были удачными. Стоимость на De Soto и Phymouth были в отрезке от 670 до 725 долларов. Так, автомобили могли приобрести даже потребители с небольшим доходом, это сделало намного больше рынок сбыта. В это же время, покупая Додж, Крайслер купил и репутацию достаточно надежного автопроизводителя. Как раз братья Додж разработали известный автомобиль, который смог заехать в Большой Каньон и выехать из него назад. В 1929 году Крайслер стал членом Большой тройки. Но фирма сильно пострадала. Представители Крайслер гордо отмечают, что учитывая все трудности и форсированное понижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это просто стало хорошей помощью компании в 1933 году. В то время она была единственной компаний, продажи, которой были выше, чем продажа машин в 1929 году. В этот же год Крайслер первый раз был первее Ford по объемам продаж. Что бы не говорили, но это было настоящей победой. Успех закрепился в 1934 году производством серий Airflow (поток воздуха). На таких моделях Крайслер первый раз поставил выгнутое лобовое стекло и автоматическую коробку передач. В период второй мировой войны фирма хорошо заработала. Между популярной продукцией, которую выпускает Крайслер, были танки Шермана М-4 (18 тысяч штук), военные грузовики (500 тысяч штук), двигатели для самолетов В-29, пушки для самолетов и много другого. Всего до 1945 года Крайслер выпустил военного оснащения на 3,4 биллиона долларов. После того как окончилась война на полученную прибыль было приобретено 11 новых заводов. В это же время качественные модернизации не успевали за числовыми. Тогда как все автопроизводители показывали большое количество новых моделей, то Крайслер ограничилась только несколькими моделями. В итоге с начала 50-х годов компания опустилась на третье место между американскими автомобильными фирмами. В первую очередь в 1951 году представили первую машину с усилителем руля. Потом все автомобили были оснащены ключом зажигания. Совсем скоро была модернизирована система подвески. И, наконец, в 1952 году Крайслер прорвался и в космос. Став победителем в конкурсе NASA, ракеты Jupiler получили почетное право поднять двух подопытных обезьян на высоту 350 миль. Непонятно, что же чувствовали обезьяны, но не так трудно предположить, как тогда относились к компании Крайслер корейцы. После того как начался корейский конфликт в 1950 году компания Крайслер заново начала работать на оборонную промышленность.
После сотрудничества с правительством, которое проходило с успехом, в большом количестве проектов компания заработала 1,1 биллион долларов. На долгое время запомнились автовладельцам два специально созданных мотора Крайслер. В первую очередь в 1951 году компания разработала Hemi V8, он имел уникальные характеристики. Жалко, но мотор вышел несколько дорогим – его стоимость составляла третью часть цены автомобиля. Данная платформа послужила точкой опоры для разработки легендарного 426 Hemi. Данный мотор с мощностью больше, чем 400 лошадиных сил выпускался специально для спортивных авто. Всего их выпущено 11 тысяч, и некоторые ценители считают, что Hemi по сей день остается одним из лучших. 426-й одерживал победы на разных соревнованиях, а в 1963 году на авторынке появился автомобиль Турбина. Турбинный мотор в машине – это было чем-то новым. Принцип его работы был очень похож на нынешние реактивные моторы. Для предварительного тестирования произвели 50 автомобилей, но совсем скоро проект закрыли и новым мотором заинтересовались в Министерстве обороны, где и была выпущена следующая разработка. Только мы о ней совсем ничего не знаем.
В 60-х годах Крайслер хорошо держался на плаву, но сильно пострадал от непродуманного руководства. Просчеты допустили много лет назад. С начала 50-х годов Крайслер выпускал автомобили, которые были похожи на комбинацию разнокалиберных прямоугольников, показывая прямоугольный стиль, а остальные фирмы выпускали модели с обтекаемыми формами. С начала 60- годов фирма запустила в производство небольшие автомобили, в это время потребители ищут шикарность и огромное пространство. Кажется, все вроде ничего, ведь мы знаем, что совсем скоро наступит нефтяной кризис и продажа автомобилей небольших размеров должна стать больше. Но как раз перед самым началом кризиса Крайслер стал предлагать большие автомобили с небольшой экономией горючего. В итоге не смотря на то, что в 72-м году и в 73-м году поставили рекорды по продажам, последствия кризиса все равно сказались. Рынок захватили японские производители, которые смогли быстро перестроиться по новым запросам потребителей. Крайслер стоял на краю пропасти – потери были очень огромными. В итоге для того, чтобы спасти компанию пригласили мистера Якокка с опытом работы в 32 года в компании Ford.
Для того чтобы воскресить компанию нужно было иметь немалые средства, и Крайслер начал искать помощь у американского федерального правительства. Скорее, в помощи бы отказали, если бы Якокка не сделал несколько выступлений. В своих обращениях он подробно описал, что будет происходить после закрытия всех заводов компании. Понятное дело, банкротство такой большой фирмы нанесло бы серьезный удар по экономике Америки. В итоге выступлений в 1979 году специальный Акт провели через Конгресс, и подписал его президент Картер. Данный Акт помогал обеспечить Chrysler 1,5 биллиона американских долларов. Эта помощь была дана как раз вовремя. В том же 79-м году часть продаж Крайслер на авторынке стала меньше с 21 процента (1952 года) до 9 процентов. Компания закрыла некоторые автозаводы, уволила очень много работников, перевела весь парк автопарк на передний привод, и удвоил показатель (км/литр). Как мы видим восстановление получалось. Лозунгом того времени были слова: «Если ты можешь найти машину лучше - … купи». Создатели трудились во всю, чтобы лучших автомобилей не было. В 81-м году начали выпускать новые К-машины. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries, Plymouth Reliant завоевывали авторынок, и обеспечили прибыль компании, что разрешило Крайслеру уже в 1983 году выплатить долг правительству. В этом же году компания открыла новый сектор рынка, и начала выпуск микроавтобусов. Это произвело настоящую революцию, поменяв жизнь многих семей из Америки. И на сегодняшний день Крайслер становиться первым на американском авторынке и составляют приблизительно 20 процентов европейского. Возрастание прибылей, как и всегда, вызывал расширение. Крайслер разработал большое количество совместных компаний (в том числе и известную Diamond-Star наряду с Mitsubishi). В 87-м году была куплена известная компания Ламборгини. Таким образом самая быстрая машина в массовой продукции – Дьябло – тоже относится к компании Крайслер. Наверное, самым большим и самым выгодным капиталовложением было приобретение American Motors. Наряду с ней Крайслеру переходят права на такие машины, как Eagle и Jeep. Данные марки наверняка представлять нет необходимости. Очень оригинальной была совместная компания по выпуску компонентов трансмиссии, которую основали в 1989 году. General Motors соединилась с Chrysler для ее создания. Это было первое соединение двух американских компаний, которые соперничают между собой. И к концу 80-х годов Chrysler сделала лучше свой сервис. Компания давала гарантию на автомобиль на семь лет. Гарантия распространялась, как и на компоненты мотора, так и на кузов автомобиля. Мастера компании утверждали, что даже через 100 тысяч миль пробега на кузове не должно было появиться ржавчины. Думая о безопасности, в 88-м году Крайслер первая поставила подушки безопасности во всех своих машинах, и сделала их стандартным оснащением. Но в 91-м году фирма потеряла приблизительно 800 миллионов долларов из-за спада экономики, в этом же году она заложила Большой технологический центр и уже через ГД, после вложений в 1,6 биллиона долларов, построила новый автозавод в Детройте. Интересно сказать о том факте, что автозавод построен в самом Детройте, а не сельской территории. Несмотря на то, что подобное расположение было меньше выгодным со стороны финансов, Крайслер получил доверие жителей Детройта – квалифицированных работников – поддержку самого города. Финансовый рост начался через два года, и фирма снова установила рекорд, заработала 3,7 биллиона. В этом же году были показаны седаны Chrysler Cirrus, Dodge Stratus. Кстати, Cirrus стал победителем в почетном соревновании Motor Trend и его назвали автомобилем года. В 95-году в этом же соревновании первый раз одержал победу микроавтобус. Dodge Caravan стал Машиной года и самым продаваемым авто. Большой спрос на продукцию Крайслера привел к тому, что фирма получила еще 19 наград за объемы продаж в том же году.
В 1996 году построили главный офис Крайслер. В данном большом здании, оно примыкает к Технологическому центру Крайслер, есть возможность принимать важные решения, создавать дизайн, проводить тесты, строить и развивать производственные линии, производить сами автомобили. Под одной крышей сосредоточили все производство машин. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что компания достигла самых маленьких затрат среди производителей, это дало возможность получать самый высокий доход с единицы продукции. Но процветание не может длиться долго. Это было доказано забастовкой с 1977 году, в итоге этой забастовки компания потеряла450 миллионов долларов. Данная забастовка была самой длинной на протяжении всей истории завода в тридцать лет, она длилась целый месяц, и в ней принимало участие 1800 сотрудников. Компания продолжала свое международное сотрудничество с разными компаниями. В скором времени заключили небольшое соглашение с компанией Даймлер-Бенц на выпуск микроавтобусов. Их сотрудничество оказалось очень плодотворным, так как в 1998 году прошло слияние этих крупных фирм. Тяжело сказать, какая же судьба будет у Крайслер на сегодняшний день. С одной стороны прошло укрупнение производства, это разрешит нарастить мощности и заполучить более выгодное место на авторынке. А с другой, как кажется, новая корпорация, хоть и носит название Даймлер-Крайслер, скорее Даймлер, чем Крайслер. Проводится герметизация корпорации, этим очень недовольны американские сотрудники. Не смотря на это какие бы процессы ни проходили в сфере большого бизнеса, как бы ни соединялись разные компании, все равно машины Крайслера будут такими же популярными, как и ранее. Данная компания подарила потребителям известные джипы Cherokee и Grand Cherokee, она создала Dodge Viper, Chrysler 300M и много других.
Пускай история марки Крайслер уже написана и последнюю ее страницу перевернули. Ведь история машин Chrysler только начинается, как раз в данное время с конвейера на автозаводе Brampton, Канада, идут новые модели Крайслер с задним приводом – «близнецы» 300С и Dodge Magnum. Как известно, что на шасси и 300С, и Magnum нашли свое место агрегаты и узлы от братской Мерседес. Как говорит Burke Brown, главный инженер Chrysler Group, - на целых 20 процентов. От старшего партнера из Германии поступают пятискоростные гидромеханические автоматические коробки передач, рулевые механизмы, передняя и задняя подвески, главная передача с дифференциалом, остовы кресел и разного рода электроника. Но моторы своей компании Крайслер: прекрасно всем известные объемом 2,7 и 3,5 литра двадцатичетырехклапанные V-образные шестерки. И главный козырь – мощная восьмерка Hemi объемом 5,7 литра. Цельноалюминиева, но очень традиционная структура, такая дорогая сердцу американских автовладельцев. Hemi (hemisphere – полусфера) с полусферической камерой сгорания, одним центральным распредвалом и штанговым приводом клапанов (по два цилиндра). Двигатель из 50-х годов, одержание побед на треках NASCAR. Задний привод!
|