ФИАТ (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), большая автомобильная корпорацияиз Италии. Производит легковые, спортивные машины, грузовики, разную технику для сельского хозяйства и промышленности. Корпорация в своем владении имеет еще предприятия по производству аэрокосмической продукции. Штаб-квартира располагается в Турине. Компанию основали в 1899 году группа инвесторов, среди них был и Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и стартовала сборка машин по лицензии «Рено» с моторами « Де Дион». Вы организацию выпуска Аньелли изначально внес свои социалистические идеалы о возможном сотрудничестве между предпринимателями и работниками. В 1903 году в Италии отметили тарифы на зарубежную сталь, это привело к быстрому расширению производства: появились эксклюзивные легковые такси, грузовики, и автобусы, стартовало и производство моторов для кораблей и самолетов. Машины Фиат, которые предназначены для элитных потребителей, добились регулярной популярности не только на итальянском авторынке, но и во всем мире. В это же время марка FIAT завоевала признание и в автогонках, придя на уровне с такими марками как «Lancia», «Storero», «Miller» и «Nazzaro».
Первый раз в Европе автокомпания FIAT ярко заявила о себе как про оригинального автопроизводителя, своей моделью S61 с двигателем объемом 10,5 литра, одержав победу на гонках Гран-При во Франции в 1911 году.
Совсем скоро Джованни Аньелли понял, что нужно продвигаться вперед от кустарного выпуска к промышленному и в 1912 году развернул серийное производство машин по брендом FIAT. Он же один из самых первых понял, что каждому производителю автомобилей нужно иметь свой стиль, создавать который обязан художник-стилист. Первопроходцем в данной идеологии была модель Tipo Zero 1912 года. Дизайн машины сильной оригинальностью не отличается и был похож на модели других компаний. И для придания лица автомобилю индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров создать шесть различных облицовок радиатора. FIAT и Alfa Romeo первыми стали заказывать кузова для своих серийных авто у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а потом у Загато и Туринг (Touring).
Изначально FIAT наладил производство и выпуск за границей. Этому примером может быть автозавод «Poughkeepsie» в США, его открыли в 1909 году. Этот подход был полным отражением взглядов Джованни Аньелли, который уже предполагал развивать способы по усилению контроля над системой производства. Итогом этого стал проект Lingotto – в то врем самый огромный автомобильный комплекс в Европе, который начал производить продукцию в 1922 году. Данный проект основали на некоторой стратегии: сделать машину, предназначенную не для элиты и доступную далеко не всем, а машину массового производства. Это было сделано при помощи совсем новым принципам индустриальной организации производства, основанной на сборочной линии конвейерного типа.
Первая мировая война вывела FIAT в первые ряды автомобильного производства в Италии. Во много этому поспособствовал и умелый администратор фирмы Витторио Валлетта. Но на протяжении года с 1919 года до 1920 года компании ФИАТ и лично Аньелли пришлось перенести несколько больших забастовок, которые сопровождались захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восстаний были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Фактически производство разрушили. После того как к власти пришел Муссолини Аньели вернулся к руководству. В 1927 году основывается холдинг IFI, который был предназначен для руководства FIAT. Главную роль по сей день в холдинге играет семья Аньелли.
В 1932 году прошел первый показ «Balilla» их выпуск совсем скоро достиг числа в 113 тысяч единиц.
А в 1936 году «Тополино» (Topolino, или «Фиат-500»), двухместная машина с мотором объемом 569 кубических сантиметров, самый маленький автомобиль во всем мире, запущенный в массовое производство. С самого начала придумали форму и объем кузова, и только после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал думать о порядке расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с ведущими задними колесами, спроектировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для уменьшения массы. Нужная жесткость выходила только после крепежа к раме наклонного кузова. Продажа машины с 1936 по 1955 годы составила 510 тысяч единиц. Разные модели данного авто предназначены для того чтобы увеличить интерес в Италии и так вызвать общее число машин.
В период Второй мировой войны предприятия FIAT были сильно разрушены, а после того как освободили Италию национализированы. Но все равно Витторио Валетта продолжал руководить компанией.
После войны, когда начался бум производства, началось производство большого количества новых моделей: двухдверный седан Fiat 500, универсалы Fiat 1100 B и 1500 D, а спустя год Fiat 500 C, 1100 Е и 1500 Е.
50-е годы ознаменовались началом запуска в производство Fiat 1400, модели с несущим кузовом, который, с 1953 года, стал первым итальянским авто, который был предложен еще и с дизельным мотором. В этом же году на Mirafiora произвели седан 1100/103 и универсальный 103 TV. Спустя пять лет небольшие Seicento и Cinquecento меняет итальянское лицо тем, что сделали машину доступной каждому. Произведенные миллионами данные машины показали итальянцев всему миру и стали символом экономического чуда, которое воплотилось в индустриальном преобразовании страны. К началу 60-х годов фирма опять приватизируется. Руководителями концерна стали внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, внеся новые подходы в организацию производства. Учитывая интуицию руководства, компания произвела малолитражное авто Fiat 850, выпущенных в числе трех миллионов единиц. В 1966 году, Джованни Альелли, внук основателя, теперь стал Представителем фирмы и инициировал несколько проектов, которые позволяли закрепить позиции компании на рынке мира.
Как раз в 1966 году Fiat подписал договор с СССР по постройке Волжского автомобильного завода ВАЗ в городе Ставрополе-на-Волге, не без иронии переназванном коммунистами в честь Тольятти, который чуть не погубил компанию в 20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составили 2 тысячи автомобилей 124 за день. Fiat крепко вошел в жизнь СССР после строительства Волжского автозавода, он дал стране много миллионов легковых машин, и просто огромное число рабочих мест на главном автозаводе и заводах-смежниках. Модель Фиат завод ВАЗ производит и до сих пор. Так как «2105» и «2106» по технической начинке практически близнецы 124-го Fiat. Так можно уверенно говорить про данный концерн как о начальнике советской легковой автомобильной промышленности. Нельзя представить себе теперешние дороги и улицы городов без «Жигулей». Мало что купить автомобили (русские Фиаты) за границей в экспортном исполнении, при помощи более низкой стоимости они прекрасно соперничали с итальянцами. Да и теперь средний класса общества нацеливается именно на машины ВАЗ, при этом большое количество людей отдает предпочтение «классике», то есть FIAT-124 в прошлом. FIAT-124 признали машиной года в 1967 году – это было тридцать лет назад.
В 1969 году в FIAT вошла компания «Ланча». В это же время наряду с выпуском новых разных моделей, с Dino и заканчивая 128, 130, 127, 126 сериями, компания Fiat строила автозаводы по выпуску машин в Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяла по всем уголкам мира автомобильное ноу-хау, куда вошел опыт, который был получен после покупки таких известных марок как Autobianchi и Lancia.
На протяжении периода, который захватывает кризис 70-х годов, ударение сделали на модернизацию готовой продукции и производственных процессов, это помогало добиваться более высокой степени автоматизации и наладить производство при помощи более эффектных способов автомобильного строительства.
Выпуск «Ritmo», которое стартовало в 1978 году при помощи Robogate, революционно системе автоматизации, вывело фирму на новый уровень развития. Поворотным моментом в истории автопроизводителя FIAT был 1983 год, тогда первый раз был произведен известный Uno, машина, которая смогла предложить широкую линейку нововведений: в электронике, применении альтернативных материалов, устройстве мотора и много другого.
В 1980-м году на автосалоне в Женеве показали компактный автомобиль FIAT Panda. На протяжении 20-ти лет выпуска компания Фиат предложила 60 вариантов модели Panda. Общее число произведенных автомобилей составляет 4 миллиона единиц. Учитывая свой непритязательный вид, Panda была создана в ателье ItalDesign под руководством мастера Д. Джуджаро. На сегодняшний день данная модель является одной из самых недорогих в Западной Европе. FIAT Uno первый раз был показан в 1983 году в Женеве в марте месяце. Как раз модельный ряд «номер первый» - Uno остался самым популярным на Апеннинском полуострове на протяжении более чем десяти лет. FIAT Uno снят с производства в Италии в мае 1995 года и его передали на выпуск на польский автозавод FIAT-Polsca (бывший FSM) в городе Бельско-Бяла, турецкое отделение TOFAS-FIAT, и еще египетский филиал El Nasr, тут данные модели выпускают и теперь. На конвейере в Италии FIAT Uno поменял наследник – FIAT Punto.
Огромный Фиат Croma с передним приводом, который представил главный автопроизводитель Италии в 1985 году в декабре, хэтчбек со ступенчатой задней дверью, удобным и большим багажным отделением, своего рода два с половиной объема, данная модель была разработана на одной, как тогда ее называли, общеевропейской базе «TIPO 4», на ней еще были созданы Lancia Thema, Saab 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma пробыла на производстве до 1996 года, тогда продажа машины понизилась, и FIAT посчитал не нужным продолжать свою работу в данном классе.
В 86-м году Группа Фиат купила «Alfa Romeo» и его подразделения, так она сделали сильнее свои позиции на рынке мира. Политика компании разрешила совсем скоро показать рынку новую модель Alfa 164, это нашло отклик от горячих фанатов легендарного бренда. Потом за Alfa 164 пошла серия моделей, среди них была и Alfa 156, производство которой наладили в 1997 году, и стала машиной года.
Пятидверный хэтчбек Tipo перенс свой первый показ в январе 1988 года, четырехдверный обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra – в 1990 году в феврале месяце, пятидверный универсал Tempra Station Wagon (еще у него было название FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo – в 1990-м году в мае. Данные модели исполнены на одной платформе, но их дизайн немного отличается. На той же технологической основе концерн FIAT произвел и похожие по размерам, но более дорогостоящие и престижные модели сегментов С и D – Lancia Delta и Alfa Romeo 33, Lancia Dedra с Alfa 155. По внешнему виду Tipo похож на увеличенный в размерах предыдущий бестселлер рынка – FIAT Uno, и все-таки престижный титул “Автомобиль 1989 года» получил как раз он. Но широкого признания на авторынке Tipo так и не заполучила. В 1995 году в октябре модельный ряд Tipo и Tempra заменила в Италии на семейство моделей Bravo/Brava и Marea. Punto/Sporting машина с передним приводом особо малого класса (трех- и пятидверный хэтчбек). Самый известный в классе, 17 стандартных моделей куда вошел и кабриолет. GT – самая мощная модификация. Первый показ прошел в 1993 году. Новое поколение данной модели представили в 1999 году в июле.
Спортивное купе Fiat Coupe на основе Fiat Bravo один из самых недорогих моделей такого типа. Coupe Turbo – самая мощная версия с высоким уровнем динамических качеств и самой высокой скоростью в 250 км/час, соперник компрессорного Mercedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Первый раз модель показали в ноябре 1993 года. Летом 2000 года на автосалоне в Турине представили новую комплектацию Coupe 2,0 20V Turbo Plus с мотором мощностью 220 лошадиных сил и шестискоростной коробкой передач.
FIAT Ulysse, минивэн с поперечно расположенным мотором и с передним приводом. Выпускается вместе с Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Первый показ большого семейства семи и восьми местных однообъемных универсалов увеличенного уровне проходимости в рамках общего проекта U60 фирмы FIAT и компании PSA прошел в 1994 году в январе. Выпуск всех моделей, которые основаны на одной базе, производится на новом автозаводе NordSEVEL на севере Франции. С начала 1996 года на авторынке представили грузовую и грузопассажирскую семью U64 минифургонов FIAT Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert, они унифицированы по ходовой части и некоторые места кузова с минивэнами семьи U60. Платформа U64 поменяла ороткобазную модель FIAT Talemto.
Первый раз Fiat Barchetta показали в 1995 году весной на Женевском автошоу и его признали самым красивым кабриолетом салона. Это спортивный кабриолет с передним приводом – спайдер с открытым или жестки верхом, который снимается; производится на основе Fiat Punto, общая разработка фирмы Fiat и ателье по дизайну Pininfarina. 2000 году летом на автосалоне в Турине показали люксовую комплектацию Barchetta Riviera.
Fiat Bravo/Brava, машины класса С с поперечно расположенным мотором и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент С, по классификации Европы) компания Fiat показала в 1995 году в сентябре. И достаточно удачно – двуединый Bravo/Brava получил титул «Автомобиль 1996 года».
Fiat Marea – это модель класса D в Европе, разработанная на базе Brava, но длиннее и просторнее последней. «Люксовый» вариант HLX имеет кресло водителя с электрическим приводом регулировок, две подушки безопасности по бокам и стерео-аппаратуру класса hi-fi с шестью динамиками. Первый раз модель была показана в 1996 году в июле. В 1998 году персонально для Российского рынка разработали арктическую версию Fiat Marea.
Fiat Palio (Siena – аргентинская версия Fiat Palio) небольшая машина малого класса. Первый раз модель показали в 1996 году. Изначально машина выпускалась в Бразилии, с 1997 года – в Аргентине и Польше. В 1997 году стартовало производство модели в кузове универсал. В 1998 году универсал Fiat Palio стал экспортировать на авторынок Европы. В 2000 году к универсалу Weekend присоединились трех- и пятидверные хэтчбеки Palio. В апреле и марте 1998 года в Турине представили Fiat Seicento, машина особо малого класса. Как и Panda, данный автомобиль можно относить к европейскому размерному классу А. выпускается в Польше, продажа машины идет на авторынке Европы. Выпускаются стандартные версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting, и еще электромобиль Seicento Elettra.
Первый раз модель Multipla была показана осенью 1998 года. Это минивэн среднего класса – первая в своем классе машина такого типа. Это возрожденное название многоместного компактного авто 50-х годов. 2000 года летом появляется новая серия Special с высоким уровнем оборудования. В 2000 году в октябре фирма произвела грузопассажирскую модель Doblo на парижском автосалоне. Данный автомобиль предложен как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).
В Италии купить автомобиль Stilo с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который пришел на смену модели Bravo, адресована фанатам активной езды. Также пятидверное авто (он поменял Fiat Brava) – это семейная версия. Fiat Stilo будет производится на протяжении шести или семи лет. Общий предполагаемый объем выпуска 2,5 миллиона автомобилей. Концерн потихоньку покупал обанкротившиеся компании и на сегодняшний день под руководством FIAT собрались Ferrari, Lancia, Alfa Romeo. Также в его владении находится несколько тракторных заводов.
|