Машина ГАЗ 14 Чайка являлась легковым советским представительским автомобилем, относящимся к большому классу. Модель Чайка Горьковский автомобильный завод выпускал ограниченными сериями в период с 1977 по 1989 год. За этот период было создано около 1200 машин Чайка.
В 1977 году началось серийное производство авто ГАЗ 14, но понятно, что ни конвейерным, ни массовым это производство назвать нельзя. Сборкой автомобиля ГАЗ 14 занимался ПАМС, находящийся на территории Горьковского завода, изготавливалась данная модель бригадным способом на стапелях вручную. Таким образом, выпускалось около 100 автомобилей в год. Сам процесс сборки этого авто был весьма сложным и включал в себя несколько последовательных разборок и сборок машины.
Вместе с автомобилем ГАЗ 14 представлялся специальный сопроводительный документ, в котором записывались индивидуальные данные машины и его отдельных агрегатов, а также данные каждого специалисты, который хоть малейшим образом был причастен к сборке машины. Также каждая собранная машина ГАЗ 14 в обязательном порядке проходила приемочные испытания, протяжностью которых составляла сотни километров.
До 1988 года в течение 11 лет продолжалось мелкосерийное производство авто ГАЗ 14. А в 1988 году, когда проводилась «борьба с привилегиями» автомобиль ГАЗ 14 был снят с производства, одновременно уничтожили всю рабочую документацию, технологическое оснащение, кованые штампы и сборочные линии. Таким образом уникальный авто ГАЗ 14, относящийся к высокому техническому уровню, ничем не уступавшему зарубежным машинам вместе со своим производственным комплексом был полностью уничтожен. Но, тем не менее, в производстве остался автомобиль ГАЗ 24 уже устаревший по всем меркам и его модернизированная версия ГАЗ 3102.
Последнюю машину ГАЗ 14 на Горьковском автомобильном заводе было собрано 24 декабря в 1988 году, она покинула конвейер в январе 1989 года. Тот недособранный автомобиль, который находился на конвейере после этого, был уничтожен.
В середине 90-х годов руководство Горьковского завода возобновило свои планы, касающиеся возобновления производства машины ГАЗ 14, но так как никакой технической документации на машину не осталось, ее сборку нужно было начать с нуля, а это для ГАЗа было нецелесообразно с экономической точки зрения.
В 2008 году машина ГАЗ 14 получила статус культурно-технического объекта, оставшегося в наследство от СССР.
Кроме базовой машины ГАЗ 14 в кузове седан Горьковским заводом в период с 1982 по 1988 год производилась модификация ГАЗ 14 05, таких автомобилей было выпущено 15. Фаэтон получил усиленный локальный несущий кузов, простой тент, ручной установки и стекла только на передних дверях. Дополнительно предлагалась установка флагштоки и микрофонной стойки, предназначенной для системы громкой связи.
На базе авто ГАЗ 14 также были изготовлены санитарные автомобили, они выпускались на РАФе после завершения выпуска автомобиля ГАЗ 13.новый автомобиль получил индекс РАФ 3920 и он был изготовлен лишь в пяти экземплярах.
Сегодня для многих коллекционеров автомобиль ГАЗ 14 выпускавшийся в период с 1985 по 1988 год не смотр я на посредственное качество окраски и грубоватое исполнение является желанным раритетом.
В 2011 году масштабный автомобиль ГАЗ 14 Чайка вышел согласно проекту «Автолегенды СССР», его окрасили в черный цвет.
Модели фаэтонов ГАЗ 1405 и универсалов РАФ 3920 производятся в ограниченных количествах, в их конструкции используются некоторые элементы Чайки.
|