Легковая машина ГАЗ 69 повышенной проходимости начала выпускаться в 1953 году и производилась до 1972 года. Первые опытные образцы данной модели появились еще в далеком 1948 году. Эту модель было создано большим коллективом талантливых конструкторов Горьковского автомобильного завода, работающих под руководством Г. М. Вассермана. На конвейере автомобиль ГАЗ 69 пришел на смену машине ГАЗ-67Б. Точно так же как и предыдущие джипы: ГАЗ – 67, 67Б и 64, автомобиль ГАЗ 69 в народе стали называть «козликом», даже не смотря на первоначальное его название «Труженик».
С первых лет выпуска нового авто его производили в двух версиях. Первая модификация выпускалась с восьмиместным двухдверным кузовом, ее сборку на Горьковском автомобильном заводе было начато в 1953 году, а начиная с конца 1954 года, выпуск модели параллельно осуществлял и Ульяновский завод. Второй модификаций машины ГАЗ 69 стала версия ГАЗ 69А выпускаемая в пятидверном кузове. В 1956 году УАЗ начал выпускать машины ГАЗ-69А и ГАЗ 69 полностью с узлов собственного производства.
Конструкция советского джипа ГАЗ 69 продумывалась тщательно, точно так же как и конструкция любого существующего в то время полноприводного автомобиля. Машина ГАЗ 69 получила штампованную из листовой стали раму, упрощенный кузов с брезентовым тентом или цельнометаллическим основанием, тентовая версия предоставляла возможность снятия тента вместе с каркасом. Кузов модели 69оборудовался специальными кронштейнами для крепления носилок, топора, лопаты, в нем были созданы специальные проемы, в которых можно хранить съемные верхние половинки дверей. На спинках передних кресел и на панели приборов появились поручни, установленные для удобства пассажиров. В автомобиль ГАЗ 69 стали устанавливать мощный отопитель, способный поддерживать в салоне комнатную температуру даже при большом морозе около 20 градусов. А ветровое стекло получило обдув теплым воздухом.
В движение авто ГАЗ 69 приводится 2,12-литровым нижнеклапанным четырехцилиндровым силовым агрегатом, способным развивать мощность до 55 «лошадей» при 3600 об/мин. С таким двигателем машина может разогнаться до скорости в 90 км/ч, а ее средний расход горючего на шоссе составляет 12 литров на сто км, без заправки автомобиль может проехать более 1000 км.
Машину ГАЗ 69 использовали в качестве спецмашины и как личное транспортное средство. Специалисты ГАЗа также говорили, что эта модель была незаменимым помощником тружеников сельского хозяйства на целине, служила в армии в качестве тягача для тяжелых пулеметов и минометов, участвовала в парадах и обслуживала дрейфующие полярные станции.
На базе авто ГАЗ 69 было построено и выпущено несколько модификаций: упоминавшаяся пятиместная версия ГАЗ 69А, плавающая машина ГАЗ 46, развозные фургоны ГАЗ 19 и ГАЗ 69Б с цельнометаллическим кузовом, легковой безрамный вездеход ГАЗ М72 и сани четырех видов. В 1957 году советский джип ГАЗ 69 начал реализоваться на мировом рынке, он стал предлагаться в качестве армейского внедорожника для нужд разных 56 стран мира. Нужно заметить, что техническую документацию на внедорожник ГАЗ 69 Горьковский завод передавал даже Румынии и Северной Корее в то время, когда на собственном заводе его производство было свернуто. На Горьковском автомобильном заводе авто ГАЗ 69 выпускался до 1956 года. После этого его производством занялся Ульяновский автозавод, где модель претерпела модернизацию и собиралась в таком виде до 1976 года. В общем оба завода за 23 года производства модели 69 выпустили более 600 тысяч ее экземпляров.
С середины 1955 года начала выпускаться оригинальная машина М-72, она объединила в себе кузов машины «Победа» с шасси модели ГАЗ 69. Данный автомобиль сошел с конвейера в 1958 году. Также на агрегатах авто ГАЗ 69 была построена амфибия ГАЗ 46.
|