Начало работы одной из самых известных автомобилестроительных фирм современности «Maybach-Motoren GmbH» обозначено 1921 годом. Ее основателем стал Вильгельм Майбах, известный конструктор и любитель быстрой езды и неповторимого стиля. Уже первая машина W3, созданная Майбахом в рамках самостоятельной работы был оборудован мотором объемом 5,7 литра, и мог разогнаться до скорости более чем 100 км/час.
Несколько лет назад автомобильная общественность была озадачена: почему это вдруг компания Daimler-Benz приняла решение стряхнуть пыль с давно забытого бренда Майбах и назвать таким именем новую топ-модель? Не смотря на это эффект вышел производящим впечатление. К примеру, в России по сей день автомобиль выстраиваются очереди длиной в шесть месяцев – выделенной изначально квоты явно не хватает. Как бы там не было, веский повод обратиться к истории есть – имя Майбах того заслуживает.
Вильгельм Майбах (1846-1929 годы) и его сын Карл (1879-1960 годы) в 20-30-х годах прошлого столетия были известны автомобильному миру как создатели чуть ли не самых шикарных и дорогих автомобилей. Если же искать аналоги, то рядом с Майбах можно поставить разве что американские Duesenberg (Rolls-Royce до него не дотягиваются).
Свою работу Вильгельм Майбах начинает под формальным руководством небезызвестного Готтлиба Даймлера. Того самого, который канонически считается одним из двух изобретателей машины с бензиновым мотором. Но новейшие исторические исследования не оставляют от данной версии камня на камне, обнаруживая, что как раз Майбах являлся основной движущей силой предприятия, тогда как Даймлер был больше чем администратором, он беззастенчиво присваивал себе чужие лавры.
Вклад Вильгельма Майбаха в совершенствование конструкции машины на самом деле был неоценимым. Вот только некоторые примеры. Первый работоспособный четырехтактовый газовый мотор, по сей день во всех учебниках называемый как мотор Отто, на самом деле собрал Майбах. Он также заставил двигатель работать на бензине, потом установил его на велосипед из дерева, создав так первый в мире мотоцикл. Потом последовали двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением и первая машина с мотором такого типа. В список заслуг Майбаха вошли карбюратор с двумя жиклерами (прообраз используемых до сегодняшнего дня), четырехцилиндровый мотор, сотовый радиатор, четырехскоростная коробка скоростей. И сама машина в том виде, в каком он теперь существует, сконструировал как раз он, Вильгельм Майбах в 1900 году, когда был главным конструктором фирмы Daimler. Тот автомобиль с четырехцилиндровым мотором объемом 6,0 литров, мощностью 35 лошадиных сил вошел в историю как первый Мерседес. Все что существовало до этого времени, больше было похоже на конные экипажи, из них выпрягали коней. В одной из первых гонок традиционной «Недели скорости» на Лазурном берегу Мерседес, показал фантастическую скорость 86 км/час, намного обошел самого ярого конкурента.
Большая часть компания в разных странах начинали с приобретения лицензий на спроектированные Майбахом моторы. Французы называли его «королем конструкторов», американцы недавно поместили его портрет в Пантеон автомобильной славы в Детройте.
До начала первой Мировой войны отец и сын Майбахи основали собственную мотостроительную фирму Luftfahrzeug-Motorenbau GmbH в городе Биссинген, которая занялась выпуском многоцилиндровых двигателей для входивших в моду дирижаблей. В 1912 году она перебазировалась во Фридрихсхафен, а потом поменяла название на Maybach-Motorenbau. Главным заказчиком фирмы был граф Фердинанд фон Цеппелин. Намного позже, в 1929 году, дирижабль, который назвали именем графа, он совершил кругосветный полет, на него он потратил 448 часов. Пять двенадцатицилиндровых моторов Майбах мощностью по 530 лошадиных сил доказали всему миру свою безупречную надежность.
В какой-то момент Карл Майбах стал заниматься конструированием двигателей для машин, а потом и самыми машинами. Начал он с экспериментальной модель W1 (jn немецкого wagen – машина в вольном переводе) – шасси Mercedes, оборудованного V6 Майбах мощностью 46 лошадиных сил. Первую серийную модель – W3, с увеличенным до 5,7 литра объемом и мощностью 70 лошадиных сил мотором показали на автосалоне в Берлине осенью 1921 года. Изюминкой автомобиля была двухскоростная планетарная коробка, которую смонтировали в картере маховика. Одна из скоростей, главная, помогала обеспечить все режимы движения от 0 до 110 км/час – только представьте себе, каким эластичным был мотор! Дополнительная скорость, своего рода горная, включалась специальной педалью только на затяжных подъемах. У машины не было ни рычага переключения передач, ни педали сцепления – все данные функции взял на себя автомат.
Прошло пять лет, и произвели модель W5 с мотором объемом 7,0 литров и мощностью 120 лошадиных сил, тут одной передачи явно не хватало, и к предыдущей коробке добавили еще одну с повышающей передачей – schnellgang. Была возможность ее комбинировать с любой из двух главных скоростей.
Гамма шестицилиндровых Майбах заполучила продолжение в виде моделей W6 с моторами объемом 7,0 литров мощностью 120 лошадиных сил – это были самые распространенные; было произведено 900 единиц SW35, SW38 и SW42. Числа в обозначении означают округленный объем мотора, от 3,5 литра до 4,2 литра соответственно. Мощность выросла до 140 лошадиных сил, скорость до 160 км/час.
Кульминацией деятельности Карла Майбаха стала серия моделей с моторами V12 в версиях с моторами объемами 7,0 и 8,0 литров. Начальная мощность в 150 лошадиных сил становилась больше с увеличением объема до 200 лошадиных сил. Первая машина с подобным мотором, Maybach Type 12, она появилась в 1929 году в ознаменование кругосветного полета «Графа Цеппелина». Спустя год последовал Maybach Zeppelin DS7, а еще спустя год – Maybach Zeppelin DS8. Буквы DS тут означают конструктивную схему мотора – doppelsechs, двойная шестерка. Верхнеклапанный двигатель с двумя свечами на цилиндр, гасителем крутильных колебаний коленвала и двенадцативольтовым электрическим оборудованием комплектовался главной трехскоростной коробкой с преселектором и дополнительной двухскоростной. В результате шесть передач и еще задняя передача. Сцепление нужно было выжимать только при трогании с места и остановке – остальные переключения контролировал вакуумный автомат. Монструозные «Цеппелины» весили до трех тонн (в зависимости от типа кузова) могли развивать скорость в 170 км/час. Подвеска на полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах двухстороннего действия давала гарантию непревзойденной плавности хода, а вакуумный усилитель избавлял водителя от приложения большого усилия при нажатии на педаль тормоза. Машина, кроме всего остального, укомплектована четырьмя вмонтированными домкратами – по одному на колесо, небольшим компрессором для того, чтобы накачать шины и часы с восьмисуточным заводом.
Как и большинство компаний в те времена, Maybach не утруждал себя производством кузовов для своих величественных машин, и давала возможность заниматься этим (по желанию клиентов) таким кузовным компаниям как Auer, Gikser, Neuss, Erdmann&Rossi. Но самое большое число кузовов для Майбах выпустил Hermann Spohn. Данные кузова удовлетворяли всем мыслимым запросам самых капризных заказчиков, перечень которых читается как справочник самых влиятельных и богатых персон в Европе.
Всего произвели 2 тысячи штук Майбах разных моделей, в том числе и приблизительно 200 с мотором V12. При этом Zeppelin DS8 произвели 25 единиц, стоимость на них доходила до 45-50 тысяч рейхсмарок. За такие деньги можно купить целый автопарк малолитражек Opel – более тридцати штук.
По ясным причинам автозавод закончил выпуск машин в 1941 году. А в 1966 году компанию назвали Motoren-und-Turbinen Union, фирма входит в состав концерна Daimler-Benz. Ради справедливости истории правильнее было бы изменить название не Maybach-Benz.
Теперешняя история Майбах начинается в 1997 году, тогда на автосалоне в Токио под эгидой Мерседес-Бенц показывают прототип будущего серийного автомобиля. Длинный более 6-ти метров седан, по формам сильно похож на современную модель, но более изящный в деталях, был очень хорошо встречен публикой.
Автомобиль показывали частями. И, это, наверное, было не случайно, так как началось все с двигателя, ведь именно ими была сильна ранее фирма Майбах. Ну что, мотор был разработан грандиозной машине под стать. В 2002 году весной, как раз перед автосалоном в Женеве, было официально объявлено о возрождении бренда. А уже на автосалоне широкой публике первый раз представили двенадцатицилиндровый мотор Type 12 с рабочим объемом 5,5 литра, оборудованный двумя турбонагнетателями с промежуточными охладителями воздуха. Каждый из цилиндров в данном двигателе имеет по две свечи и три клапана. Мощность составляла 550 лошадиных сил, крутящий момент 900 Нм. Как раз для автомобиля весом три тонны самое то. Между прочим на дирижабле «Цеппелин», как было упомянуто выше, тоже ставили двенадцатицилиндровые моторы, они выдавали мощности в 530 лошадиных сил.
Машину показали немного позже, на автосалоне в Париже осенью. Новый Майбах производится в двух вариациях – стандартной (длиной 5,7 метра), и длиннобазной (длиной 6,2 литра). Отсюда индекс в названии – 57 или 62. Оборудование люкс-седанов предельное. Машины комплектуются пневматической подвеской AIRMATIC DC, она меняет жесткость под тщательным контролем электроники. Число электрических приводов большое. И есть штуки, про существование которых, если вы не знаете, то можно и не догадываться вообще, к примеру, запрятанные в центральный подлокотник фужеры из серебра для шампанского. В отделке применены, понятно дело, только самые лучшие материалы. Крыша из стекла – с переменной прозрачностью и может сама светиться.
В 2002 году широкой публике показывают заводскую бронированную версию Maybach 62 Guard (класс В4). Добавила машина в массе на 340 килограмм, потерял в динамике разгона до 100 км/час – 0,3 секунды, стоимость стала выше до 800 тысяч евро (стартовая стоимость небронированного 62-го – 580 тысяч евро). При этом внешностью автомобиль не отличался от стандартной версии.
Самой свежей новостью стал пятиместный Maybach. Интересно, что эксклюзивную машину приняли решение сделать более демократичной изнутри, убрали центральный подлокотник и поставили заместо него дополнительное кресло. Но это только опция, по умолчанию Майбах остается самым шикарным немецким авто.
|