«Мазда» (Mazda Motor Corporation, а с 1927 по 1984 годы Toyo Kogyo Company), автомобильная компания из Японии, которая специализируется на производстве грузовиков, автобусов, микроавтобусов и легковых авто. Компания входит в финансово-промышленную группу «Сумитомо». Штаб-квартира располагается в Хиросиме.
История торговой марки Mazda началась с основания в 1920 году компании «Toyo Cork Kogyo». Но в то время она не имела отношения к машинам. Ее продукцией были стройматериалов из пробкового дерева. Но подобное занятие было только первым шагом, пускай и очень солидным, при помощи чего у фирмы получилось заложить хороший финансовый фундамент для последующей работы.
В середине 20-х годов первой продукцией не из дерева компании был мотоцикл. В то время в Японии люди не имели возможности приобретать дорогие машины и с огромным удовольствием покупали транспорт на двух колесах. Так как произошла такая перемена, то из названия и выпало слово Cork (пробка), и с 1927 года фирма начала называться «Toyo Kogyo Co Ltd.». уже под таким названием в 1931 году стартовало производство небольших трехколесных грузовиков, которые предназначались для того, чтобы развозить товар. Затем было несколько концептов легковых машин, но в серийное производство, ни один из них не вошел. И уже в 1960 году когда простые жители Японии получили возможность купить себе автомобиль, произвели первую легковую машину, от нее и считают, что необходимо вести отсчет истории марки Mazda – как автомобильной фирмы и как торговой марки, в общем.
Первой стала модель R-360 – это двухдверная малолитражка для города, которая не отличается особыми техническими или стилевыми изысками, но недорогая и достаточно удобная. Спустя два года модельный ряд пополнился новым созданием – Carol. Она производилась в двух вариайиях: двухдверный седан Carol-360 и четырехдверный седан Carol-600. Внешний вид этих двух автомобилей почти полностью повторял модель Ford Anglia. В общем, для ранних разработок Японии характерно подражать моделям Европы. В 1964 году широкая публика увидела первое поколение модели Familia. Это название наверняка ничего вам не скажет, и это никоим образом не удивительно, так как на внутреннем авторынке Японии все модели имеют названия, которые отличаются от тех которые продаются на других рынках.
Familia – это Мазда 323, и Capella – это 626, а Cosmo – 929 и тому подобное. Между прочим, система обозначений моделей из трех цифр и посередине двойка, это запатентованный принцип компании Мазда. Иногда даже были споры с компаниями, названия моделей которых соответствовало объему двигателя, получали похожие обозначения. Тогда Мазда при помощи свда заставляла изменять названия машин.
Началом времени роторно-поршневых двигателей для компании Mazda началось в 1966 году. Как раз тогда впервые была показана Mazda Cosmo Sports, она соединила в себе все результаты работы на протяжении пятилетней работы с известной немецкой автомобильной фирмой NSU/Wankel. Новая модель была оборудована двигателей системы Феликса Венвеля – про это говорит индекс R в названии автомобиля. Затем после этого начался настоящий наплыв моделей от Мазда с роторно-поршневым мотором: 1968 год – Familia R100, 1970 год – Capella RX-2, 1971 год – Savanna RX-3 и так далее.
Вначале 70-х начался для компании настоящий взрыв активности. Начался экспорт автомобилей в Америку, запустили новые производственные мощности в Хиросиме.
Ячейкой стало преодоление в 1972 году границы в пяти миллионов выпущенных машин, из них часть автомобилей, которые поставляются на экспорт и их один миллион единиц. О темпах развития можно сказать по тому факту, что уже к 1979 году было произведено 10 миллионов машин Мазда.
Самой быстрой машиной в линейке Мазда было спортивное купе Savanna RX-7. Даное авто оборудовалось роторно-поршневым мотором мощностью 105 лошадиных сил, он мог разогнать автомобиль до 200 км в час. Это был уже 1978 год он ознаменован еще те, что был произведен миллионный автомобиль с двигателем Ванкеля. Концепция таких двигателей живет и теперь. В линейке моделей Мазда присутствует модель RX-7. Но теперь мощность ее двигателя составляет 239 лошадиных сил, а самая высокая скорость уже 250 км в час. С места до ста километров в час машина разгоняется за 5,3 секунды. И уже к началу 80-х годов автомобильный бренд Мазда твердо занял свое место на мировом авторынке.
Объемы выпуска и продажа машин все время возрастали. Если в первый год своей работы Мазда выпустила 23 417 машин, то уже через десять лет данная цифра уже составила 224 520 авто. В 1980-му году объем выпуска уже был 736 544 машины ежегодно. Акции фирмы на фондовых рынках возрастали в стоимости, это не оставалось без внимания. И вот в 1979 году компания Форд покупает 24,5 процентов акций Toyo Kogyo Co Ltd, уже к 1996 году данная цифра возросла до 33 процентов, а теперь компания из Америки полностью взяла под контроль компания Мазда. Это касается в большей степени вопросов стратегии развития и продажи, а в вопросе производства Ford не принимает участия.
В 1984 году бренд Мазда, которая является частью Toyo Kogyo Co Ltd, теперь стала еще известнее, чем ее основатель. В связи с этим приняли решение дать другое название в Mazda Motor Corporation. Чикагский автосалон, который проходил в 1989 году принес фирме еще один успех. Мазда показала родстер MX-5 Miata. Это двухместное авто с верхом, который складывается его впервые показали в Америке не просто так, так как именно данный рынок стал для него основным местом для продажи. При помощи своего красивого внешнего вида и небольшой стоимости автомобиль тут же завоевал большую популярность. Больше того к 1992 году продали уже 300 тысяч машин, а сегодня уже больше 500 тысяч.
Высокий уровень качества подтвержден проведенными исследованиями. Таким образом, через три года автозаводы Мазда прошли сертификацию по системе ISO и заполучили сертификат 9002. Еще через год прошла модернизация производства и еще раз провели исследование мощностей и качества готовой продукции. В итоге Мазда получила самые высокие баллы – сертификат ISO 9001. Это перенесло бренд на новый уровень, а для того чтобы подчеркнуть свой статус, приняли решение даже поменять логотип и эмблему. Новый символ Мазда похож на птицу в полете, она является символом латинской буквы «V», она должна вызывать ассоциации со словом «victory», в переводе победа. Еще одно подтверждение высокого качества Мазда послужат результаты рейтингов немецкой ассоциации ADAC, TUV и отзывов о ней в международных СМИ.
Наряду с новыми тенденциями фирма усиленно стала покорять сегмент машин увеличенной проходимости с такими моделями как Demio, Premacy и MPV. Новинкой был и внедорожник с полным приводом от Мазда – модель Tribute, она разработана на одной платформе с фордовским Escape. До этого времени фирма не производила своих автомобилей увеличенной проходимости.
Мазда стремилась быть первой для украинского покупателя, это известно не просто по красивой рекламе, а и по тому факту, что в 89-м году Мазда стала первой официально представленной на авторынке Украины автомобильной маркой. Больше того, для адаптации автомобилей к нашим дорогам и условиям климата японцы присылала специальную комиссию, которая проводила исследования состояния нашего дорожного покрытия, качества горячего и наш климат. В соответствии с итогами для автомобилей, которые поставляют в нашу страну, внесли специальные изменения. Это все сделано для того, чтобы и в наших условиях марка показывала обычное для себя качество и надежность.