Предприятие Камский автомобильный завод основан тогда, когда в Советском Союзе возникает острая нужда в расширении, и в создании нового всероссийского автомобильного парка грузовых автомобилей. Перед автозаводом была поставлена задача спроектировать и реализовать совершенно новый грузовой автомобиль, который будет эффективным и трудоспособным в разных условиях климата. Грузоподъемность у таких предполагаемых грузовиков должна была быть от восьми до двадцати тонн.
Таким образом, Совет Министров ЦК КПСС рассмотрел самые разные варианты размещения данного предприятия. В результате выбрали маленький городок Набережные Челны, он располагается на реке Кама. Как приоритет рассматривалась железная дорога, судоходная река, месторасположение почти в центре большого государства. Строительство Камского автомобильного завода начали в 1969 году зимой. Оборудование в основном привозили из других стран от известных во всем мире концернов, к примеру, Renault, Liebherr, Hitachi, Ingersoll Rand и других. Таким образом построили не просто автозавод, а огромный промышленный центр, и вокруг него развивался город и сельскохозяйственная зона.
Первый мотор создали в 1974 году под руководством главного конструктора автозавода. На главные производственные цеха на то время еще на уровне наладки оснащения и внедрения технологий. Первый грузовой автомобиль выпустили в 1976 году. Через год произвели уже 22 тысяч машин, и этим во много раз увеличили поставленный ежегодный план. Летом 1978 года произвели 50-тысячный автомобиль КамАЗ, а спустя год стотысячный автомобиль.
В 1981 году построили еще новые цеха. А через два года после этого по Советскому Союзу открыли настоящую сеть специализированных автомобильных центров по обслуживанию машин КамАЗ. В конце 80-х годов подобные центры работали и за пределами СССР. При помощи этого нужные детали и обслуживание по гарантии делали в очень короткое время. Все данные от владельцев автомобильного парка КамАЗов быстро доходила до создателей.
На Камском предприятии, как и на большинстве других автозаводах, в 1987 году открыли линии по выпуску малолитражных машин Ока. В 1990 году заовд реконструировали в открытое акционерное общество – Камский завод теперь был первой организацией подобного типа в СССР.
А через три года случился пожар, он просто стер с территории предприятия цеха о выпуску моторов. На восстановление ушло приблизительно восемь месяцев. А через год открывается цех, который специализировался на производстве машин Ока. Объем производства данной части предприятия составили приблизительно 75 тысяч ежегодно.
Создание моторов, которые соответствовали требованиям экологической безопасности в Европе, начинается в 2000 году. А через три года число произведенных машин Камским автозаводом составило более 1,5 миллиона, а двигателей – более 250 тысяч. В то же время построили первый образец автобус НЕФАЗ, оснащенного шасси от КамАЗа. Также в этом году происходит выпуск новой модели – седельного тягача КамАЗ-65226.
В 2004 году создается новый силовой агрегат, разработанный и произведенный по нормам экологической безопасности Евро-3. Через год предприятие КамАЗ подписывает договор о совместном производстве коробок передач для грузовых машин с фирмой Zaenradfabric.
В общем, ОАО КамАЗ включил в себя пятнадцать автозаводов, из них девять располагались в городе Набережные Челны. Остальные шесть построены в республиках бывшего Советского Союза и имели свой самостоятельный юридический статус.
До нашего времени сохранен модельный ряд, понятное дело, усовершенствованный не один раз. Но главная группа моделей была запущена в производство еще в 70-х годах. Серия 4310 представляет несколько вариантов с грузоподъемностью от 6 до 7 тонн. Специализация применения данного семейства машин на бездорожье обусловила комплектовку автомобилей односкатными мостами, приводом на все колеса, и еще центральным управлением давлением в шинах. Но вот КамАЗ-43114 произведен для работы в условиях города или в недальних региональных перевозках, о автомобиль оснастили спальным местом, автономным отопителем, а укомплектовали данную модель кузовом от машины КамАЗ-53212. Машина КамАЗ-43114 еще получил модификацию как военный грузовой автомобиль, который подходи для перевозки оборудования, так и для перевозки личного состава. Мощность мотора данного авто в любом варианте составляла 240 лошадиных сил. Шасси из данной серии, которое предназначено для установки разного рода оборудования, заполучило обозначение 43118.
Продукция Камского автозавода поделена на разные виды производимых машин. Таким образом, семейство крупнотоннажных автомобилей показано моделями 5410-5425, 5320-5360 и 4310-11, и еще 6511. КамАЗ-4355 – это вариант капотного грузовика. К среднетоннажным машинам можно отнести модели 4308 и 4350, а варианты 4911 и 4925 представлены как спортивные грузовые машины.