История Cadillac
16 Февраль, Среда, 2011
Абсолютное большинство автомобильных заводов получили свои названия по фамилии своих основателей, а вот Cadillac получил свое название не в честь основателя завода, а в честь того, кто основал поселение в месте строительства завода. В 1701 году француз Антуана де ла Мот Кадийяка (Antoine de la Mothe Cadillac) основал небольшой городок в самой глуши лесов, который получил название Виль-д’Этруа (Ville d’Etroit, что в переводе означает «Город у пролива»). Сначала это был самый обычный маленький городок, но за двести лет он вырос до звания столицы американской автопромышленности – Детройта.
Использовать в качестве названия компании фамилию основателя города предложил Генри Лиланд (Henry Leland). В своей юности Генри работал инженером на оружейном заводе, а в конце 19 века он основал фирму Leland and Faulconer, которая занималась выпускам качественных и надежных деталей для промышленности. У истоков компании Cadillac Генри Лиланд оказался совсем случайно. В 1899 году Генри Форд основал компанию Detroit Automobile Company, но дела у компании пошли плохо, из-за чего Генри Форд разругался с инвесторами и бросил компанию. Оставшись с убыточной компанией вместо своих денег инвесторы решили обратиться к Генри Лиланду как к независимому эксперту, который смог бы оценить остаточную стоимость оборудования компании, чтобы продать его. Но вместо того, чтобы оценивать оборудование, Генри убедил инвесторов в том, что они должны дать заводу второй шанс и предложил им реорганизовать компанию. Учитывая то, что Генри был очень известным человеком и продукция его фирмы славилась на всю страну, инвесторы решили что Генри Лиланд сможет восстановить завод и передали борозды правления ему в руки, после чего он и предложил переименовать компанию в Cadillac.
Первый автомобиль завода Кадиллак был собран в середине октября 1902 года и в январе 1903 года он был представлен на мотор-шоу в Нью-Йорке, где завод получил более двух тысяч заказов на этот автомобиль. В целом первый Cadillac напоминал разработку Генри Форда, но двигатель был заменен на одноцилиндровый 10-сильный производства завода Лиланда, а так же были незначительно изменены другие части. Этот автомобиль успешно выпускался вплоть до 1908 года, пока одноцилиндровые двигатели не покинули рынок автомобилей.
В 1905 году был выпущен Cadillac D – первый четырехцилиндровый Кадиллак, а следом за ним появилась модель Cadillac F – первый грузовик Cadillac. Помимо этих моделей, ставших базовыми, на шасси одноцилиндрового автомобиля в единственном экземпляре было построено первое в Америке купе Cadillac Osceola, которое предназначалось лично для Генри Лиланда. Эта модель прекрасно подготовила почву для массового купе Cadillac H, которое появилось в 1906 году.
Так как Генри любил все точное, а особое внимание он уделял тому, чтобы все одинаковые детали были действительно одинаковыми, он провел беспрецедентную для того времени акцию по демонстрации взаимозаменяемости деталей Cadillac. В начале 1908 года в Королевский автоклуб Британии были доставлены три автомобиля Cadillac K, которые проехали 40 километров, после чего были разобраны до самых мелких деталей. После того, как все автомобили были разобраны, детали от этих автомобилей были тщательнейшим образом перемешаны и трем группам механиков было предложено собрать из этих деталей три одинаковых автомобиля. Без особых проблем они собрали три автомобиля пользуясь лишь отвертками и гаечными ключами, после чего автомобили совершили пробег длинной 800 километров, который еще раз подчеркнул качество автомобилей Кадиллак.
В 1909 году Билли Дюрант (Billy Durant), основатель концерна General Motors, приобрел завод Cadillac, сохранив его первобытность и Форда Лиланда в качестве главы компании. В этом же году был полностью прекращен выпуск моделей с одноцилиндровым двигателем, а взамен прежним четырехцилиндровым автомобилям появилась 30-ти сильная модель Cadillac 30. В период с 1909 по 1914 годы это была единственная модель Cadillac, но за это время объем двигателя увеличился с 3,7 до 6 литров, а в 1912 году впервые автомобили стали запускаться при помощи электрического стартера, чье появление заслуживает отдельной темы.
Раньше все автомобили запускались при помощи коленчатого рычага, который вращал коленчатый вал двигателя (прим.: такой процесс запуска двигателя можно увидеть в начале фильма «Кавказская пленница»). Этот процесс являлся не только тяжелым, но еще и крайне опасным, так как в те времена соединение коленчатого рычага и двигателя не предусматривало их автоматического разъединения после запуска двигателя, поэтому проблемой было не сколько завести двигатель, сколько не пострадать при этом. Один из близких друзей Генри Лиланда во время запуска двигателя не успел вытащить рычаг из двигателя и тот на огромной скорости ударил его, вследствие чего он получил перелом руки и челюсти, а в последствии скончался в больнице. Еще до этого Генри искал более безопасный способ запуска двигателя, но смерть друга вынудила его в разы ускорить этот процесс. Изобретатель Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) довел до ума идею электрического стартера и установил его на автомобиль Cadillac, а после тестов все автомобили Cadillac стали оснащаться электрическими стартерами.
В 1915году Cadillac 30 уступил место Cadillac 51 с двигателем V8 рабочим объемом 5145 кубических сантиметров и мощностью 70 лошадиных сил. По тем временам этот двигатель имел скромные характеристики, но из учета того, что снижение вибрации и шума от двигателя в то время достигалось только за счет увеличения числа цилиндров, это был серьезный шаг в сторону увеличения комфорта водителя и пассажиров и, следовательно, увеличению престижности марки.
В 1917 году Cadillac из отдельной фирмы превратился в подразделение General Motors, а между Лиландом и Дюрантом случился серьезный конфликт. После того, как Соединенные штаты вступили в Первую Мировую Войну, ЛИланд захотел наладить выпуск авиационных двигателей для нужд армии, но Дюрант, убежденный пацифист, запретил ему делать это, вследствие чего Лиланд ушел из компании. После этого он (Генри Лиланд) основал компанию Lincoln, которая в 1922 году была приобретена Фордом и, впоследствии, Lincoln стал самым опасным конкурентом для Кадиллака.
Двигатель V8, разработанный Лиландом, выпускался до 1928 года не меняя объема, но постоянно совершенствуясь. Первым таким усовершенствованием стало появления съемной головки блока цилиндров (ГБЦ), которая позволила существенно упростить сборку и обслуживание двигателя. Вторым, не менее важным, усовершенствованием стал коленчатый вал с системой противовесов (1924), благодаря чему удалось значительно снизить вибрацию от двигателя. Практически одновременно с новым коленчатым валом автомобили Кадиллак получили тормоза на передние колеса, благодаря чему маневренность и безопасность автомобилей Cadillac были значительно увеличены.
В то время автомобиль был больше элементом роскоши, чем средством передвижения, поэтому в одночасье любая модель могла стать непопулярной и уже выпущенные автомобили могли долго пылиться на складе. Чтобы избежать такой ситуации, когда новые, дорогие автомобили могли остаться нераскупленными, самым актуальным способом производства автомобилей была сборка автомобиля для конкретного человека при которой ему предлагалось выбрать желаемые кузов, цвет и обивку автомобиля. В то время основными поставщиками кузовов для GM были фирмы Fleetwood и Fisher, которые предлагали свыше 50 видов кузовов и 500 сочетаний обивки салона и цвета автомобиля. Все кузова были унифицированы по типу крепления к шасси, поэтому сборка автомобиля для конкретного человека занимала не так уж и много времени. Обычно автомобиль можно было забрать через день-два после заказа, а, иногда, и в этот же день. Помимо «конструктора» на заводе были так же и готовые типовые автомобили для тех, кто не хочет ждать.
В 1927 году Cadillac открывает дочернее предприятие – La Salle, автомобили которого должны были заполнить нишу между Кадиллаком и Жуком. Именно La Salle стал первым автомобилем, над внешним видом которого трудился специальный дизайнер, которым был выбран Харли Эрл (Harley Earl), который стал главным дизайнером General Motors. Марка La Salle существовала до 1940 года, когда её содержание перестало быть целесообразным.
В 1929 году Cadillac получил сразу несколько очень важных усовершенствований, самими значительными из которых стали закалённые стекла, электропривод дворников, а так же коробка передач Synchro-mech с качественными синхронизаторами включения передач.
В сентябре этого же года, практически перед началом Великой депрессии, в продажу поступил самый роскошный Cadillac 452. Он обладал 180-ти сильным V16 рабочим объемом 7400 куб. см. В 1931 году для заполнения промежутка между автомобилями с двигателями V8 и V16 появился 12-цилиндровый Cadillac V12 с объемом двигателя 6 литров, который позволял развивать ему 135 лошадиных сил. Через 3 года он получил независимую переднюю подвеску.
В 1938 году была представлена первая модель после Великой депрессии: Cadillac 60 Special, который хоть и был причислен к самой недорогой серии Кадиллаков – Sixty, но от этой серии он имел только очертания носовой части. Кузов стал ниже на целых семь сантиметров, из-за чего с машины пропали ставшие ненужными подножки. Окна стали широкими, с острыми углами, а стойки между ними стали очень узкими. Модель оказалась настолько удачной, что её продажи составили почти 40% от общего объёма продаж Кадиллаков.
В 1940 году завершилась эра 16-ти цилиндровых Кадиллаков. Их продажи уже давно падали, поэтому содержать их производство стало нерентабельно. Машина уже прочно ассоциировалось со средством передвижения, а не со средством роскоши, поэтому увеличивалось число поездок на машине, а расход топлива 7,4-литрового V16 не доставлял никакой радости владельцам этих автомобилей.
В 1941 году завершилась эпоха дорогих машин и началась эпоха комфортности и простоты. Не секрет, что для многих переключение скоростей на механической коробке переключения передач (МКПП) остается проблемой даже сейчас, не говоря уже о тех годах, когда конструкции коробок передач были менее надежными. Специально для того, чтобы облегчить переключение передач и тем самым увеличив себе количество потенциальных покупателей, Cadillac начинает установку автоматических коробок переключения передач Hydra-Matic. Тогда же в качестве дополнительной опции на автомобилях Cadillac появился кондиционер.
Если во время Первой Мировой Войны руководству Кадиллака удалось отстранить завод от войны, то в этот раз работать для победы пришлось всем. На заводе Cadillac было налажено производство лёгких танков M-24. Естественно, что в это время все силы были брошены на производство и модернизацию танков, поэтому о производстве автомобилей в былых масштабах на это время пришлось забыть. За это время на рынке стал ощущаться дефицит новых автомобилей, поэтому люди были готовы с радостью покупать любые модели автомобилей. В это время Cadillac, подобно другим автопроизводителям, выпустил на рынок довоенные модели чтобы насытить рынок. Разумеется, что для того, чтобы сделать отличия между моделями новые модели были подвергнуты небольшому редизайну, но все остальное осталось прежним.
Первый серьезный послевоенный редизайн был проведен лишь в 1948 году, когда Харли Эрл и его помощник Франклин Хёрши (Franklin Hershey) создали новый дизайн для автомобилей Cadillac, отличительной особенностью которого стали небольшие плавники на задних крыльях, которые они видели на самолете Lockheed P-38 Lightning. Всего через десять лет эти маленькие плавнички превратились в огромные плавники, которые стали отличительной чертой всех американских автомобилей, выпущенных во второй половине 50-х годов двадцатого века.
Еще через год концерн General Motors выпустил на рынок совершенно новый тип кузова – хардтоп (hardtop), отличительной особенностью которого являлось отсутствие центральной стойки, поэтому при полностью опущенных стеклах образовывался большой проём. Двухдверный хардтоп получил название Coupe de Ville, а четырёхдверный хардтоп получил название Sedan de Ville. Впоследствии это название перешло от названия кузова к названию отдельных моделей Cadillac.
В 1953 году Cadillac вернулся к роскошным автомобилям представив кабриолет Cadillac Eldorado, а в 1956 году было выпущено купе Cadillac Eldorado Seville, а кабриолет стал называться Cadillac Eldorado Biarritz. В 1957 году появился новый Эльдорадо – Cadillac Eldorado Brougham, который не имел общих черт с предыдущими автомобилями этой серии. Эти автомобили собирались вручную, а двери были «целующимися», т.е. задняя дверь была навешена не по центру автомобиля, а сзади, поэтому двери открывались в разные стороны. Этот автомобиль получил двигатель мощностью 325 лошадиных сил.
В первоначальном варианте автомобиль выпускался всего 2 года, после чего он получил новый дизайн от итальянской фирмы Pininfarina. В 1959 году было собрано 99 автомобилей Cadillac Eldorado Brougham.
В 1959 году все «архитектурные излишества» достигли своего абсолютного максимума, после чего о мода на них практически сразу пропала, но наличие небольших плавников и узких вертикальных фонарей стали отличительной особенностью автомобилей Кадиллак.
В 1967 году появился новый Cadillac Eldorado, который был предназначен для ниши люксовых купе. Эти автомобили получили двигатель объемом 8,2 литра (500 куб. дюймов) которые развивали мощность 400 лошадиных сил. Но, к сожалению, очень скоро случился известных на весь мир нефтяной кризис, после чего все стали уделять много внимания не только мощности автомобиля но еще и тому, сколько он расходует бензина. Помимо этого завод больше не мог делать ежегодный рестайлинг своих автомобилей, а в дополнении к этому на рынок хлынули европейские автомобили с маленьким расходом топлива, что стало настоящим ударом по всем американским автопроизводителям, которые никогда не экономили на топливе.
Это было тяжелое время, поскольку покупателям сразу приглянулись компактые автомобили с небольшим потреблением топлива. Как ответ этим автомобилям Cadillac выпустил модель Cadillac Seville, которая была значительно меньше классических Кадиллаков. Несмотря на то, что новый Кадиллак был дороже аналогичных европейских автомобилей, многие решили не изменять своей традиции и выбрали Cadillac, благодаря чему в первый год было продано более 43 тысяч автомобилей Cadillac Seville.
В следующем году редизайну были подвергнуты все старые модели Cadillac. Они стали меньше, но благодаря тому, что на заводе работали очень талантливые инженеры, салон автомобилей не только не уменьшился, но, наоборот, увеличился. Единственным Кадиллаком, которого не коснулись изменения, стал Эльдорадо, чья модификация 1976 годы была окрещена «последним американским кабриолетом», поскольку предполагалось, что такие автомобили больше не нужны покупателям. Но скоро спрос на кабриолеты опять стал расти, поэтому автопроизводители, включая Кадиллак, вернулись к выпуску кабриолетов. Cadillac представил новый Eldorado Convertible, который стал компактнее своих предшественников.
Примерно в это же время начался бум переднеприводных автомобилей, поэтому все предыдущие модели спешно переводились на передний привод. В 1980 году передний привод получил Cadillac Seville, который помимо переднего привода получил кузов в стиле «лезвие бритвы» (Razor Edge).
В 1999 году в линейке автомобилей Cadillac появился первый внедорожник – Cadillac Escalade, который являлся близким родственником всех внедерожников выпущенных под руководством General Motors.
В последнее время концерн General Motors взял курс на всемирную популяризацию автомобилей Кадиллак, поэтому если раньше учитывались интересы только американских покупателей, то сейчас стали учитываться пожелания всех потенциальных покупателей.
Сейчас марка Cadillac становится все более узнаваемой во всем мире и если раньше такие автомобили могли позволить себе только очень богатые люди, то в последнее время покупку этих автомобилей может позволить себе значительно большее количество людей, не говоря уже о возможности приобретения подержанных автомобилей.
Ссылка на источник: http://autotechnica.ru/
|