Завод АМО по производству автомобилей был построен в 1916 году недалеко от Москвы. Изначально предполагалось выпускать грузовики по лицензии итальянской компании FIAT. Помимо этого, была куплена лицензия на производство легковых машин Hotchkiss (Франция). С 1924 по 1931 годв автозавод выпускал грузовые машины АМО-Ф-15 по примеру автомобилей ФИАТ. Осенью же 1931 года АМО назвали ЗИС (Завод имени Сталина), а модельный ряд теперь состоял главным образом из автобусов и грузовиков.
Еще в 1936 году начинается производство легковых машин. Первой моделью была ЗИС-101, платформой для которого стал американский автомобиль Buik Eignt, он принадлежит к серии 90. Это с технической стороны была очень сложная машина представительского класса с кузовом лимузин. Создала модель ЗИС-101 группа конструкторов под руководством Е. Важинского.
Данная машина была оборудована рядным восьмицилинровым мотором с верхними клапанами. Рабочий объемом двигателя составлял 5,8 литра, мощность 90 лошадиных сил. силовой агрегат оборудовался термостатом для охлаждения, двухкамерным карбюратором с подогревом, коленвалом с противовесами и гасителем его крутильных колебаний. Трансмиссия включила в себя двухдисковое сцепление и трехскоростную коробку передач с синхронизаторами. Машина была собрана на жесткой лонжеронной раме, оснащенной Х-образной поперечиной. Подвеска была достаточно мягкой на длинных рессорах, оснащенных гидравлическими рычажными амортизаторами.
Автомобиль ЗИС-101 имел массу в три тонны, это потребовало вакуумного усилителя барабанных тормозов на все колеса. С самого начала кузов изготовили из бука, но в 1940 году его поменяли на цельнометаллический. В то же время была выпущена модификация ЗИС-101А. в данной модели было использовано однодисковое сцепление, и еще заменили карбюратор и распредвал, это разрешило сделать больше мощность мотора до 116 лошадиных сил. и если первая модель ЗИС-101 имела возможность разгонятся до 115 км/час, то обновленная версия уже развивала скорость до 125 км/час. Потом появились модификации ЗИС-102 и ЗИС-103. На протяжении пяти лет производства произвели больше чем 8,5 тысяч штук данных авто.
В период Второй Мировой войны автозавод специализировался на производстве грузовиков и другой техники. А в первые годы после войны в выпуск опять запустили машины представительского класса. Таким образом произвели ЗИС-110, платформой для которого послужила машина Packard-180 созданный американцами еще в 1941 году, и еще модель Buick Limited-90. С 45-го года по 58-й год собрали немного больше чем 2 тысячи автомобилей ЗИС-110, среди них оказались не только стандартные модели, но и машины с кузовами фаэтон, кабриолет, и еще «скорая помощь». Помимо этого было выпущено 30 штук бронированных ЗИС-110, которые получили обозначения ЗИС-115.
Потому как ЗИС-101 и ЗИС-110 были созданы по примеру американских машин, они вышли технически совершенными для тех времен. Данные машины стали первыми в СССР, оборудованные рядными восьмицилиндровыми двигателями. Помимо этого, автомобили были укомплектованы коробкой передач с синхронизаторами, и еще имели гипоидные главные передачи. Машину оборудовали отопительным прибором, радиоприемником, стеклянной перегородкой за креслами водителя, и еще гидравлическим подъемником стекол.
Все следующие модели ЗИС, относящиеся к представительскому классу предназначались только для руководства страны и разных государственных учреждений высокого ранга. Ясное дело, и объемы выпуска резко падали – собирали около 10-25 машин ежегодно. Но и данные машины были построены по примеру американских машин. Рядный восьмицилиндровый мотор заменили двигатель V8, объем которого был очень большим. Применялись многокамерные карбюраторы, коробка передач заполучила гидравлическую конструкцию, ставили гидравлические толкатели клапанов. В набор входил максимальный комплект, нужный для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и прочность машины.
В 1956 году данное производство переименовали в Завод имени Лихачева (ЗИЛ) в честь бессмертного на протяжении 25-ти лет директора Ивана Алексеевича Лихачева. После этого появились модели ЗИЛ-111 и его модификации, ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115. Как раз машина ЗИЛ-111, произведенный в 1958 году, входит в историю советской автомобильной промышленности как первый автомобиль с кондиционером, коробкой передач с управлением кнопками, и еще электрические подъемники стекол. На модернизированной версии ЗИЛ-111Г было применено четырехфарное освещение, что стало нововведением в автомобильной промышленности ССССР.
В 1967 году производится машина ЗИЛ-114, оборудованная дисковыми тормозами и торсионной подвеской впереди. Помимо этого, в данном автомобиле появляется возможность регулировать колесо руля по углу наклона. Машина была оснащена центральной блокировкой замков дверей, дистанционным управлением радиоприемника, и еще атермальными стеклами. Спустя некоторое время появляется и модификация данной модели – ЗИЛ-117, которую собирали на укороченной основе 114-го автомобиля в кузове седан.
Через десять лет предприятие представляет ЗИЛ-4104, производство которого продолжается и по сей день, и при этом регулярно усовершенствуется. Данная машина имеет обозначение как ЗИЛ-115, он на производстве сменил модель 114. Создавали автомобиль ЗИЛ-4104 конструктора под руководством Евгения Гусева. На протяжении всего времени выпуска данной модели выпустили модификации с кузовом кабриолет (41044), лимузин (4104 – 1978 года и 41047 – 1985 года), седан (41041), универсал для медицины (41042). Но главные узлы остались почти неизменными.
Машина ЗИЛ-4104 в 1985 году оборудовалась мотором V8, блок цилиндров и головка которого были исполнены из сплава алюминия. Рабочий объем двигателя составляет 7,7 литра, а мощность составляла 315 лошадиных сил. с таким силовым агрегатом машина имела возможность разогнаться до 190 км/час. Новинкой стало применение распределительного вала, поставленного на каждой из головок блока цилиндров. Двигатель был оборудован четырехкамерным карбюратором, гидравлическими толкателями, и еще транзисторной системой зажигания. Машина еще была оборудована автоматической трехскоростной коробкой скоростей и дисковыми вентилируемыми тормозами с гидровакуумными усилителями на все колеса.
Собирали машину на лонжеронной раме с передней независимой торсионной подвеской и цельной балкой моста сзади на продольных рессорах. Кузов главным образом производили семиместным с тремя рядами регулируемых кресел, средний из них можно было откинуть. Еще комплектовали автомобиль электрическими подъемниками стекол, кондиционерами и магнитолой с шестью динамиками.
Современному ЗИЛ-41047 произвели основу длиной больше чем 3,8 метра, при этом от бампера до бампера его длина составляет больше чем 6 метров, это сделало машину одной и самых длинных во всем мире авто, которые выпускали серийно. Вес машины составил больше чем 3,3 тонны. А то же время на основе модели ЗИЛ-41047 приняли решение выпускать и модификации на короткой базе.
На автозаводе имени Лихачева ведется активная разработка все новых и новых моделей. Один из проектов предполагал разработать машину с задним приводом и тоже представительского класса, но после производства нескольких опытных образцов в выпуск данная модель не пошла. Зато теперешнее руководство автозавода строили более обширные планы, чем они были ранее.
|