Как диагностировать непонятные стуки и шумы в двигателе? От чего зависит стук?
В некоторых инструкциях по ремонту можно найти описание разных стуков и указанные причины их возникновения. Конечно если на СТО ремонтируют только одну модель машины, то с помощью подобных рекомендаций можно установить причину появления стука, но для разных авто ситуация будет несколько хуже, так как при одинаковых неисправностях причиной разных стуков и шумов становятся различные особенности конструкции моторов. Например коренный подшипник малолитражного японского авто может стучать звонче чем шатун у мощного 5-литрового американского авто. Получается, что «глухость» и «звонкость» стуков – это относительные понятия и их можно принять во внимание лишь в качестве второстепенных признаков.
Так какие же признаки считаются основными? Это, к примеру, характер стука: с определенной частотой, регулярный, не регулярный. Если стук нерегулярный, то его частоту указать невозможно. Что касается параметров регулярных стуков, то их обычно связывают с частотой вращения коленвала, причем следует подчеркнуть, что их частота может как совпадать, так и не совпадать.
Еще одним важным параметром можно считать интенсивность стука. В некоторой степени такой параметр имеет объективный характер, поэтому может показаться, что мотор почти не стучит, в то время как другим наоборот покажется такой стук сильным. Но здесь основной параметр – связь интенсивности постороннего звука с режимом работы мотора. Чем можно определить режим работы силового агрегата? Нагрузкой и частотой вращения. При увеличении частоты вращения возрастают и силы инерции клапанного механизма и деталей шатунно-поршневой группы, если они имеют повреждения и это поспособствовало появлению стука, то в процессе эксплуатации стук будет лишь увеличиваться, только общий шум работающего мотора сможет его заглушить, что усложняет определение усиления конкретного стука при увеличении частоты вращения.
При увеличениях нагрузок, при открытии дроссельной заслонки в цилиндрах увеличивается давление, в результате чего на движущихся деталях возрастает нагрузка, это, как правило, относится к деталям поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Именно поэтому стук, возникший из-за дефектов данных деталей, будет с ростом нагрузки лишь увеличиваться.
Практика показывает, что изменение подачи смазки к разным соединительным деталям заметно влияет на стук. При увеличении частоты вращения, подача масла и его давление возрастает, в том числе и к «стучащим» поврежденным деталям. Благодаря демпфирующему эффекту смазки, при увеличении частоты вращения, отдельные стуки могут «затихать», пусть даже при этом наблюдается резкое возрастание действующих сил на детали.
Также надо отметить, что и температура мотора играет важную роль. Холодная и густая смазка хорошо удерживается на больших зазорах разбитых и изношенных деталей. Поэтому если в горячем состоянии двигатель сильно стучит, на холодную он может работать идеально.
Зависимость интенсивности стука от температуры объясняется не только смазкой. Многие сопряженные детали мотора сделаны из металлов (алюминиевые сплавы, чугун, бронза, сталь), обладающих не одинаковыми коэффициентами температурного расширения. В разнородных металлов величина зазоров соприкасающихся деталей меняется зависимо от температуры. Но в силовом агрегате имеется не так-то и много таких соединений: поршневой палец - поршень, алюминиевый блок цилиндров – коленвал, цилиндр – поршень, головка блока цилиндров из алюминия – распредвал. В этот список также можно отнести соединения типа: головка блока – клапан, направляющая бронзовая втулка – клапан, ось – коромысло. По поводу первого соединения можно сказать, что во время изменения температуры изменяется и высота головки блока и длина клапана, что ведет к значительному изменению зазора привода клапана.
Все такие типы соединений способны стать источником шума, который при прогреве мотора будет либор усиливаться, либо ослабевать. На практике вопросы изменения интенсивности стука при изменении температуры обычно становятся основными в процессе поиска неисправностей.
Чтобы правильно продиагностировать стук мотора порой важно знать, как меняется этот стук при передвижении. Есть такие стуки, которые появившись долгое время не меняются ни по своей интенсивности ни по характеру, а другие наоборот сильно прогрессируют. Этот признак позволяет снижать круг причин поломки, ведь если первые стуки обычно связаны с износами двух деталей сопряжения, созданных из твердых материалов, к примеру, таких как клапанный механизм, то другие связывают с износом мягкой детали в паре с твердой (подшипники распредвала, коренные и шатунные вкладыши).
Не забывайте, что стук возникает из-за значительного увеличения зазоров сопряженных деталей мотора и считается симптомом его неисправности. Но можно допустить и обратное: причину неисправности можно определить по изменению стука и его характеру в зависимости от режимов работы силового агрегата. Но на самом деле эта задача решается не так-то и просто. Порой может найтись несколько возможных решений, особенно такое возможно при похожих звуках, но разных причинах их возникновения.
Все поломки двигателя, которые становятся причинами возникновения стуков, обладают разной природой. Зачастую они возникают при больших пробегах из-за естественного износа, но нередко причина кроется в неквалифицированном обслуживании или в неграмотной эксплуатации, что приводит к получению разного рода повреждений деталей.
|