Как диагностировать непонятные стуки и шумы в двигателе? К кому лучше обратится: к мотористу или к диагносту?
Куда попадет машина со стучащим мотором при приезде на СТО? Конечно, на участок диагностики, но здесь могут и возникнуть некоторые проблемы. А все дело в том, что подавляющее большинство диагностов не являются мотористами или электронщиками. Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что им необходимо разбираться в разных электронных системах управления. Ну а если электронный датчик либо блок еще не являются мотором, то даже наибольшую практику в диагностической сфере и ремонте электронных систем нельзя заменить практикой ремонта двигателя с его грязью, масло и остальными «прелестями». Именно поэтому хорошие «электронные» диагносты могут и не обнаружить истинную причину появления стука, даже если вооружить их стетоскопом для более точного определения источника стука. Ну а о начинающих и говорить не стоит. Известны даже случаи, когда клиентам вручали специальные распечатки, указывающие, что все в полном порядке и отправляли их, обратно разведя руками. А на самом деле необходимо сделать не так то и много – диагностику должен проводить моторист, относится это и к дефектам механической части и к стукам. Наиболее правильный «диагноз» двигателю поставить могут лишь механики тех автосервисов, где профессионально занимаются ремонтом силовых агрегатов.
Надо отметить, что мотористы могут иметь разную квалификацию. А так как стук является темным делом (это мы уже выяснили), то очень легко можно «приговорить» двигатель к дорогому сложному и что самое главное ненужному ремонту. Квалифицированный эксперт никогда не заявит вам сразу же при прослушивании мотора: «стучит поршень». Он может лишь указать на вероятность той или другой поломки, ведь опыт практика не может допустить категоричности.
Но разбираться со всем этим приходится уже тогда, когда автомобиль прибывает на СТО. А что делать, если до автосервиса далеко добираться? И можно ли вообще куда-нибудь ехать на стучащем двигателе?
Первое, что необходимо сказать так это то, что как бы водитель не старался, но ему вряд ли удастся что-нибудь сделать на месте с застучавшим в дороге мотором. Сначала необходимо проверить уровень смазки, если уровень снижается, то обычно именно с этим и нужно связывать повреждения элементов двигателя, которые вызывают стук.
Затем необходимо выяснить, как быстро прогрессирует стук по времени движения и усиливается ли он под нагрузкой. При положительных ответах, скорее всего проблема кроется в повреждении подшипников коленвала. С подобными дефектами очень опасно передвигаться дальше, ведь, как правило, это приводит к быстрому выводу силового агрегата из строя, а также к дорогому и сложному капитальному ремонту. Если был поврежден шатунный подшипник, то будут возникать сильные перегревы, причем они могут усиливаться при увеличении нагрузки и оборотов и так будет продолжаться до тех пор, пока перегретый до температуры 700-800°С шатун просто не оборвется по сечению нижней головки и не повредит блок цилиндров. Как правило после этого, для ремонта уже ничего «живого» не остается, поэтому при подобных проблемах лучше сразу взять авто на буксир или же вызвать эвакуатор. Хотя на в практике имелись и отдельные случаи, когда силовой агрегат со стучащим коленвалом смог преодолеть немалое состояние. Водители с этими проблемами передвигались при минимальной нагрузке и самых низких оборотах, чтобы минимализировать стук шатуна по шейке коленвала. Но, к огромному сожалению, в подобных ситуациях валы имеют слишком значительный износ, поэтому спасти их не удается.
Если говорить о различных затихающих стуках, то они обычно не представляют такой опасности, поэтому позволяют свободно доехать до места ремонта. Отдельные такие стуки, к примеру, стук поршня на холодную, способны время от времени проявляться в моторе без существенных изменений на протяжении многих десятков тысяч километров. Этим и объясняется совет мотористов за основополагающий фактор брать увеличение интенсивности стука. Если вам удалось это заметить, следует прекратить движение и сразу же заглушить двигатель, в такой ситуации у вас хоть останется шанс, что вы не довели мотор до тех повреждений, которые уже невозможно исправить. Если это действительно так, то можно считать, что вам очень сильно повезло, так затраты на ремонт будут минимальны.
|