Как отремонтировать постели коленвала и заменить вкладыши? Что нужно знать о таком виде ремонта?
Для ремонта опорных поверхностей вала могут применяться разные способы, но они в основном зависят от глубины повреждений. Такой вид ремонта имеет единственную цель: восстановить нужную форму отверстий опор и требуемый размер, так как они нужны для нормальной работы подшипников и для сохранения их соосности.
Занижение высоты коренных крышек является основным приемом, используемым при таком ремонте. В результате этого мастера создают нужные припуски на обработку отверстий и привидение их в номинальные размеры. Обрабатываются постели растачиванием, либо за один «устав», или хонингованием, выбор способа осуществляется в зависимости от нужной глубины обработки.
Вроде бы ничего сложного в такой технологии восстановления нет, и при наличии нужного оборудования она может показаться вполне осуществимой. Но такой метод получил и свои особенности, именно они и накладывают определенные ограничения на диапазон использования. Вся загвоздка в том, что обработка опорных поверхностей вала с занижением крышек может вызвать некоторое смещение оси отверстий до опорных поверхностей блока. Даже если выполнить обработку очень аккуратно, все равно это смещение будет иметь половину значения эллипсности отверстий. Разумеется, ось коленвала, который устанавливается в отремонтированные опорные поверхности вала, тоже будет смещена на указанную величину.
При большом изменении положения оси коленчатого вала до 0,08 мм и больше, возникнут негативные последствия. В первую очередь можно нарушить работоспособность заднего и переднего сальников, иногда даже до такой степени, что они теряют герметичность. Также могут появиться проблемы при состыковке коробки переключения передач с мотором, негативное влияние может быть оказано и на работоспособность агрегатов трансмиссии. Как правило, это касается автоматических коробок передач. Из практики известно, что для «автоматов» критическим будет смещение, составляющее 0,05 мм, ну а для механических КПП – 0,1 мм. При смещении оси вала сразу изменяется размер камеры сгорания и тем самым оказывается огромное влияние на степень сжатия. Самыми чувствительными к такому фактору являются дизельные силовые агрегаты. В основном камеры сгорания, получившие небольшую высоту, размещаются в головке блока, поэтому даже незначительное увеличение высоты подъема, может приводить к встрече поршня с ГБЦ.
При определении предстоящей технологии ремонта, необходимо сначала правильно оценить величину, на которую смещается ось опорной поверхности вала и возможность технически выполнить мероприятия для устранения последствий. Как показывает практика, если в оси вала наблюдается смещение до 0,15-0,2 мм, то в большинстве случаев негативные последствия можно свести на нет с помощью дополнительных не очень трудоемких операций. К ним относится и корректировка положения корпуса заднего сальника силового агрегата и передней крышки, доработка центрирующих корпус коробки передач, направляющих втулок, занижение высоты поршней и т.д. в соответствии с особенностями конструкции мотора.
Если же возможное смещение может превысить указанные параметры, тогда необходимо подумать над другими способами устранения возникшего дефекта. В некоторых ситуациях из подобного положения удается выйти, подобрав конструктивно одинаковые вкладыши от остальных моторов с большим наружным диаметром. В качестве примера рассмотрим ремонт постелей силовых агрегатов марок Опель и Сааб (номинальный диаметр отверстия составляет 62 мм), для них можно использовать вкладыши от моторов марки Мерседес, которые имеют отверстия диаметром 62,5 мм, либо от двигателей Ауди, наружный диаметр отверстий которых составляет 63 мм. Между собой вкладыши могут отличаться разной толщиной, но быть предназначенными для одного диаметра шейки вала. Такой подход требует обработки опорных поверхностей вала под увеличенный размер, а это в свою очередь позволяет минимализировать смещение или вовсе его исключить.
Если хотя бы одна из опор вала получила сильное повреждение, при ремонте обязательно проверить все остальные опоры и при потребности восстановить их геометрию с помощью все того же способа занижения крышек. Благодаря тому, что крышку с поврежденной опоры всегда можно занизить на большую величину без последствий, можно рассматривать метод ремонта «блочной» части, с которой можно сделать все что угодно: изготовить специальную вставку с П-образным сечением, которую можно будет приварить к расточенной заранее поврежденной поверхности или же подобрать самый подходящий вкладыш для увеличенного наружного размера. Окончательно обрабатывается отверстие, как говорится «в размер», методом растачивания уже отработанных опорных отверстий по отношению к оси. Как видно всевозможных вариантов существует множество и среди них надо выбрать такой, с помощью которого можно добиться поставленных целей при минимальном смещении оси вала, а также при минимальном изменении конструкции силового агрегата.
|