Ремонт авто – ремонт системы охлаждения.
С самой технологической зари человечества, если можно так сказать, я подразумеваю, с самого появления в арсенале человечества двигателей вообще и двигателей внутреннего сгорания в частности, перед человеком встала проблема нагрева подобных систем до критических температур, что затрудняло или делало работу подобных систем и вовсе невозможным делом. В качестве ответа на эту проблему были разработаны системы охлаждения. В частности о том, как ремонтировать автомобильные системы охлаждения мы и поговорим в данной статье.
А именно расскажем о жидкостных системах охлаждения. Прежде чем мы будем говорить о ремонте системы охлаждения, давайте попробуем разобраться в том, из чего состоит данная система, как она функционирует.
Система охлаждения включает в себя:
• рубашки охлаждения головки и блока цилиндров,
• радиатор. Данный агрегат функционирует так, что излишки тепла не накапливаются, вызывая перегрев, а отводятся наружу
• Насос. В системе охлаждения двигателя данный прибор выполняет функцию в чем-то аналогичную человеческому сердцу, а именно «гоняет охладитель по всей системе охлаждения
• Термостат. Термостат по своей сути являемся одним из важнейших компонентов системы охлаждения вашего «железного коня», а точнее его двигателя. Термостат это прибор призванный способствовать прогреву двигателя, но мне думается, что задачи термостата можно определить несколько шире, а именно, я бы сказал, что перед термостатом и его клапанами, пропускающими в зависимости от ситуации большее или меньшее количество охладителя, стоит задача поддержания температуры двигателя в пределах оптимальных для работы значений.
• Вентилятор. Смысл работы данного устройства заключается в двух вещах: во-первых, он существенно понижает температуру охладителя, во-вторых, ускоряет проход жидкости для охлаждения двигателя через радиатор. В современных машинах, вентилятор оснащается интеллектуальной системой включения/выключения
• расширительный бачок. Расширительный бачок, собственно как и все его собратья, которые используются на других участках технологического фронта, служит своеобразным резервуаром. На вопрос, что же он накапливает и самое главное для каких таких целей, технологи и конструкторы дают простой и ясный ответ. Дело в том, что расширительный бачок служит накопителем для охладителя, на случай протечки системы и непредвиденной убыли охладителя в системе. Таким образом, объем охлаждающей жидкости в системе остается некоей постоянной величиной
• комплекс соединительных трубопроводов
• Сливные краники.
• отопитель салона кузова автомобиля.
Нужно помнить о том, что температура охладителя в системе должна находиться в пределах определенных спецификациями. Сигналы о том, что температура охладителя повышена, поступает от диода светоиндикации. Как вы понимаете, при существенном нагреве охлаждающей жидкости может произойти поломка двигателя и как следствие аварийная ситуация. Посему приступим к исправлению ситуации.
Зальем охладитель в радиатор, причем будем использовать для контроля уровня охладителя специальный кран. Мы можем, ориентироваться на торец радиаторной горловины. Недолив и перелив в данном случае опасен.
Позволю себе сделать одно замечание, которое может показаться излишним в силу очевидности затрагиваемого вопроса, но данный пункт может быть упущен в горячке практической деятельности. Нельзя абсолютно и категорически нельзя заливать охладитель в двигатель, который еще не остыл в двигатель, в котором сохраняется высокая внутренняя температура. Контакт холодного и горячего рано или поздно приведет к трещинам, это абсолютный факт говорим ли мы о стакане с водой или об автомобильном двигателе.
Еще одно серьезное «нельзя» заключается в недопустимости работы «сухого» двигателя, то есть двигателя без охлаждающей жидкости. Это может привести к проблемам с прокладками и прочими деталями.
Недопустимо также шарахаться из стороны в сторону, в том смысле, что опасно, слишком часто менять охладитель в системе, учитывая тот факт, что при смене, а именно при слишком частой смене охлаждающей жидкости в двигателе начинают идти окислительные и коррозийные процессы. Должен также сказать, что накипь в свою очередь является врагом двигателя и прочих металлосодержащих систем. Следует особо сказать отдельно о радиаторе. В известном смысле радиатор является сердцем системы охлаждения. Его нужно периодически прочищать.
Впрочем, ржавчина и накипь, несмотря на всю серьезность этих явлений, и процессов их образующих все же не являются приговором. И то и другое, можно удалять при помощи воздушной струи, мощность которой не выходит за рамки воздушных эффектов производимых обычными приборами, которые работают со сжатым воздухом. Очистку радиатора и его промывку можно выполнять не только сжатым воздухом, но и при помощи специальных жидкостей. Промывка системы охлаждения, которую правильнее было бы назвать прочисткой, выполняется, по крайней мере, два раза в году, это регулярные прочистки, рекомендованные специалистами, а также необходимо выполнить эту процедуру после тестовой обкатки.
Вода или тосол?
Какая жидкость курсирует в вашей системе охлаждения вопрос также не праздный, дело в том, что вода, невзирая на преимущества данной жидкости, например ее доступность, в качестве охлаждающей жидкости в автомобилестроении почти не используется, находясь на вторых ролях в силу очевидных минусов. Всем известно, что вода испаряется, одним из недостатков этого процесса является образование налета из твердых частиц, которые ранее были растворены в воде. В тоже время, испарение означает уменьшение количества жидкости в системе, что приводит к утрате ее функций. С другой стороны, замерзание воды, происходящее уже при температуре 0 градусов, также не сулит системе охлаждения вашего автомобильного двигателя ничего хорошего.
Именно поэтому для охлаждения автомобильных двигателей используют, специальное сложное химическое вещество называемое тосол, которое по сути своей является антифризом, иными словами веществом, не замерзающим при очень низких температурах.
Кстати, над созданием тосола в свое время изрядно потрудились отечественные химики. Наиболее распространены два типа тосола, тосол. А 40 и тосол. А 65 (А означает «автомобильный»), что же касается цифр, которые фигурируют в названии, то ими производитель гарантирует, что данный охладитель не замерзнет, даже если его температура опустится до указанных значений. Отмечу еще, что различные виды тосола различным образом окрашены, так например «сороковой» тосол это синеватая жидкость, а тосол -65 можно узнать по красному цвету.
Качество тосола, можно проверить ареометром. Для этих же целей используется лакмусовая бумажка.
В числе прочих правил работы с тосолом, следует, на мой взгляд, выделить два:
Правило первое заключается в том, что не стоит смешивать два вида тосола. Хотя основа всех видов тосола одинакова, но присадки в различных типах тосола, химически активны, например, препятствуют коррозии двигателей, но при смешивании эти присадки могут давать нежелательные результаты.
Правило второе заключается в использовании водных растворов тосола, причем от концентрации водных растворов, напрямую зависят главные свойства тосола, например его устойчивость к низким температурам.
Собственно ремонт охлаждающей системы.
Подготовка.
Теперь, когда мы знаем о том, из чего же состоит система охлаждения нашего стального друга, когда мы пусть весьма коротко и можно даже сказать обзорно, знакомы с самыми необходимыми и могущими пригодится нам в процессе эксплуатации свойствами антифризов, возникает резонный вопрос, касающийся непосредственно системы охлаждения, вопрос который можно сформулировать следующим образом: «С чего нужно начинать ремонт системы при помощи которой, охлаждается двигатель нашей автомашины?»
Бытует мнение, что каждый мастер, да и просто рядовой автомобилист начинает ремонт своего автомобиля исходя из личных пристрастий, предпочтений и привычек. Однако это не совсем так. Ведь починка автомобильных систем тем паче такой важной ее части как система охлаждения двигателя требует точной и скрупулезной работы. А если это так, то появляется возможность выделить некоторые общие подходы. В частности все специалисты, будь то профессионалы из сервисных центров или опытные автолюбители видавшие виды, в один голос рекомендуют начинать ремонт данной специфической системы, с внимательного ее осмотра, причем обратите особое внимание на поиск источников утечки охладителя из системы.
Если утечек не обнаружено, то хотя это и не повод для самоуспокоенности, тем не менее, вы можете ко второму столь же ответственному этапу поиска неисправностей и диагностики, я подразумеваю процедуру контроля теплового баланса двигателя. Данный тест состоит в том, что вы должны при помощи имеющихся в вашем автомобиле приборов, произвести измерения температуры двигателя в рабочем состоянии, при средней нагрузке. Для того чтобы правильно или как говорят специалисты корректно истолковать полученные данные, следует помнить, что температура в диапазоне от восьмидесяти до девяноста пяти градусов по шкале Цельсия считается нормой при средней нагрузке на двигатель, это значит что загруженная машина при движении со скоростью от восьмидесяти до девяноста километров в час, должна иметь температуру двигателя в указанном выше температурном диапазоне.
Далее я полагал бы правильным описать наиболее типичные неполадки системы охлаждения в виде отдельных подразделов данной статьи с тем, чтобы максимально возможным образом облегчить нашему уважаемому читателю восприятие информации, которая как я надеюсь, поможет ему не растеряться в сложной жизненной ситуации, например такой, как поломка в системе охлаждения двигателя. Итак, начнем!
Отсутствие герметичность
Суть данной проблемы понятна уже из названия, более того девяносто процентов неисправностей в исследуемой системе как раз и связаны с нарушением целостности и герметичности. Я выделил эту неисправность в отдельный подраздел, дабы внимательный читатель убедился в серьезности данного фактора, не только на основе безликих теоретических рассуждений, но и так сказать на основе фактов, цифр и логики. Итак, вниманию читателей предлагается перечень наиболее серьезных последствий такого явления как отсутствие герметичность системе охлаждения.
• Перерасход горючего. Охлаждающая жидкость охлаждает двигатель до состояния, которое я бы назвал условно- рабочим. Время прогрева двигателя увеличивается, на эти «внутренние» цели начинает расходоваться большее количество горючего. В результате этих процессов, ощутимо худеет наш кошелек.
• Перегрев двигателя. Как ни странно два различных по духу процесса запускаются в действие одним и тем же явлением, впрочем, данная нелогичность перестает быть таковой, когда мы понимаем суть. Ведь если охладитель из системы исчезает, то двигатель нагревается. Перегрев двигателя опасен возможными трещинами, что как минимум понижает уровень безопасности езды на данном транспортном средстве. Не стоит сбрасывать со счетов и финансовый фактор, хороший тосол (жидкость-охладитель) стоит приличных денег.
А теперь скажем несколько слов о том, как можно диагностировать и устранять данные неисправности, ведь без этого все предыдущее повествование становится бессмысленным. Одним из лучших способов диагностировать отсутствие герметичности системы охлаждения является прогонка охладителя по системе помощи давления. В случае утери герметичности на всех дефектных в этом плане агрегатах системы, совершенно естественно и закономерно появится своеобразная «роса». Меры, принимаемые в случае подобной неисправности, неожиданно просты. Как правило, в качестве своеобразной первой помощи для вашего движка, можно порекомендовать наложение удерживающих хомутиков.
Неправильная работа клапанов и микротрещины
В принципе эту проблему можно трактовать как частный случай потери герметичности, но данная неисправность имеет свои особенности диагностики и если можно так сказать «симптоматику». Скажу сразу, что если вдруг вы не ощущаете в себе достаточно уверенности, чтобы приступить к ремонту радиатора и термостата, двух устройств, о которых мы будем говорить в первую очередь, как только речь зайдет о клапанах и обо всем что с ними связано, тогда просто прочитайте данный раздел и подумайте, быть может, вам рано еще заниматься постоянным и самостоятельным обслуживанием собственной техники. Ремонт авто дело тонкое и не терпи неуверенных, впрочем также как и самоуверенных сорвиголов.
Для того чтобы проверить правильно ли функционирует радиатор и его клапанная система проделайте следующее:
• Слейте тосол или иной охладитель из системы, помня о том, что тосол ядовит и обращаясь с ним крайне аккуратно
• Отсоедините радиатор. Тщательно осмотрите его. Обратите внимание на такой немаловажный фактологический материал как отсутствие или же напротив наличие вмятин царапин микроотверстий в стенках радиатора.
Кстати для обнаружения микроотверстий идеально подходит вода, положите радиатор в воду и пронаблюдайте, не появятся ли пузырьки воздуха. Или же заполните снятый радиатор водой, предварительно заткнув все технологические отверстия кроме одного, через которое род небольшим давлением мы смело, подадим воздух. Под давлением вода «весомо, грубо зримо « найдет все отверстия, а вам в свою очередь останется только лишь взять паяльник или один из специально предназначенных для этих целей синтетических герметиков и энергично приступить к заделыванию отверстий.
При работе с герметиками такими, например как эпоксидные смолы, следует помнить о том, что они ядовиты, а значит, в процессе работы нужно тщательно соблюдать меры безопасности. Кроме того, существует два секрета, которые позволят вам более качественно работать с герметиком там, где это необходимо.
Нанеся герметик на трещину, наложите на это же место кусочек материи, пропитанный тем же составом.
Второй секрет заключается в том, чтобы герметично проклеить трещины в местах, куда доступ затруднен в силу наличия выступающих частей детали или технологических отверстий. Для протягивания ткани в труднодоступные места, используйте пинцет.
Еще одним «узким местом» а проще говоря, типичной неисправностью клапанной системы, является так называемое залипание клапана расширительного бачка. Если быстро не принять меры, то бачок деформируется и становится абсолютно непригодным к эксплуатации. Увы и ах такой бачок мы можем только заменить, так как избыточное давление охладителя в системе грозит в случае невнимательности к этой проблеме, куда большими неприятностями. Говоря о клапанах, имеющих большое, и я бы даже сказал решающее значение для системы охлаждения, нельзя не упомянуть о клапанах термостата.
Повторю свою мысль, которая находится в полном согласии с экспертным мнением, а именно, если ваш двигатель перегревается, то, скорее всего, одной из основных причин этого является неисправность термостата, а именно не ко времени закрытый клапан, который должен допускать охладитель в систему. Аналогично если ваш двигатель прогревается слишком долго, это также говорит о неправильном функционировании клапанной группы. Тестировать термостат следует в емкости с горячей водой. Контролируя температуру воды термометром. В случае если один или несколько клапанов термостата открываются несвоевременно, или происходят иные сбои в работе данного устройства, термостат следует заменить, поскольку работа с неисправным термостатом приводит к более быстрому износу деталей механизмов поршневой группы.
Электролиз как враг системы охлаждения автомобиля.
В принципе процесс электролиза известен человечеству достаточно давно. Упрощенно данное явление можно описать как пропускание электрического тока через жидкость. Электролиз во многих областях человеческой деятельности является основой производственного цикла, но в данном случае, то есть для функционирования системы охлаждения, электролиз приносит вред. Дело в том, что при прохождении тока через охладитель, происходят процессы, приводящие к образованию устойчивого налета на внутренней стороне устройств, таких как радиатор или бачок для накопления охладителя
Как вы уже наверняка поняли, данный налет способен не хуже ржавчины засорять радиатор и вредить прочим деталям, которые сообщаются с жидкостью находящейся под воздействием электролиза.
Меры, которые принимают для устранения данной неисправности, по сути своей носят профилактический предупредительный характер. Если дело зашло слишком далеко, нужно промыть радиатор, этой темы уже касались выше. Также необходимо проверить электрическую часть автомобиля, выяснить какой участок цепи пускает ток.
Жидкостный насос и его неисправности
Следующее уязвимое место системы охлаждения это насос, данный нам для того, чтобы охладитель курсировал всюду, где требует этого технологический процесс.
Наиболее часто обнаруживается износ сальников, так в профессиональной среде называют особую деталь призванную обеспечить ликвидацию зазора между неподвижной и вращающейся частью механизма. Также часто имеет место неисправность, вызванная износом подшипников. Ее устраняют путем ошкуривания подшипника или методом восстановительной наплавки.
Естественно, прежде чем чинить насос необходимо слить охладитель из системы и снять деталь. В некоторых машинах применяют следующую хитрость: заменяют стандартный винт жидкостного насоса на семнадцатимиллиметровый болт, который предварительно как любят выражаться автомобилисты, расточен на конус. Это дает возможность более просто подтягивать импровизированный винт и исключить разбалтывание детали. Накапливайте и совершенствуйте ваши знания. Удачи в пути!
|